Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

church business

Кое-что о церковном строительстве

Общался тут с приятелем, который купил участок земли в коттеджном посёлке. Неближнее Подмосковье, но дело не в этом. Знаком ещё со схожей ситуацией в Тверской епархии, и не думаю, что где-то картина сильно отличается. А дело вот в чём.
В посёлке ок. сорока домов/участков. И захотели соседи всем миром на одном из участков побольше выстроить часовню. Чтоб и красиво было, и вообще. Благочинный поддержал. Обратились тогда в епархию, чтобы уж всё чин чином. В епархии им так сказали: стройте. Благословили, как бэ. Стройте, но только при условии, что вы при этом восстановите храм в соседней деревне. Или отстегн пожертвуете 2 000 000 руб.
Соседи, натурально, плюнули, распилили участок на четыре части и продали их под такие же коттеджи. Тут и сказочке конец.
Вот с одной стороны я понимаю священноначалие. На хрен им какие-то неформалы. Ходят, просят чего-то. Вот же всё ясно: есть развалины церкви в деревне (а неважно, что в ней меньше дворов, чем в любом ближайшем коттеджном поселке), на этих развалинах (ну, не развалинах, а бывшем картофельном складе) давно (несколько лет назад, не шутка) зарегистрирован приход (и кому какое дело, что прихожан в деревне нет). Вот и давайте этим храмом все занимайтесь, чтоб блестел, как э-э.. пятак. А то непонятно, что вы там себе напридумывали - часовня какая-то..
С другой стороны, кому бы хуже стало? Благочинный - за, а он уж наверняка ситуацию в своем районе знает и ухудшать её не станет. Священник из того же соседнего деревенского храма с удовольствием приходил бы в часовню служить молебны, беседовал бы с людьми, как-то воцерковлял их (правда, если только его самого ещё воцерковлять не надо, всякое бывает). Главное: у людей появилась бы коллективная собственность, за которую у них было бы чувство ответственности. Вокруг этой собственности и ответственности можно было бы постепенно строить евхаристическую общину. Но кому сейчас нужны общины, члены единого организма? Нужны приходы, административно управляемые единицы - винтики единого механизма. Чтобы всё росло и цв было прозрачно и дохо приходно.
cage

Кое-что о монастырях

Дочитываю одну интересную книжку, о которой на днях скажу в ortho_book, и вот попалась такая замечательная фраза: "Всякий, кто посещает православный монастырь - да и любой монастырь, верно выражающий идеал монашества, - с первых же минут бывает поражен открытостью и теплотой, с которой встречают его хозяева". Это не какой-то идеалист-теоретик пишет, это Константинопольский патриарх (к слову, глава о монашестве в его книге мне показалась одной из лучших). Вспомнилась другая фраза: "Я не знаю, как там в Лондоне — я не была… Может, там собака друг человека. А у нас управдом — друг человека!"
Я понимаю, конечно, что у нас зачастую монастыри превращены в проходной двор для туристов и паломников, и монахи в лучшем случае предпочитают поглубже спрятаться от этого нашествия. Уверен, что и у нас есть где-то в глубинке небольшие монастырьки, где ещё не зажрались где гостя с первых минут поразят открытостью и теплотой. Но при этом нужно признать, что наш человек, посетив хоть сотню монастырей в Роcсии и ближайшем зарубежье, находясь в здравом уме и твердой памяти никогда не скажет того, что сказал п.Варфоломей.
ужос

Ужасы нашего городка

Сегодня был удивлен металлическим обручем для возложения на голову. Это чудо обретается в Иоанновском монастыре, и прикреплено цепочкой к огромной иконе - не то, чтоб не уперли, не то, чтоб связь была устойчивее. Народ подходит и кладет себе на голову этот обруч, а что дальше - не знаю, то ли просит чего, то ли желание загадывает, то ли заряжается духовной энергией, ну не знаю. Написано, что женщинам только на голову в платке можно накладывать, а зачем - не написано. Я не стал экспериментировать.
Прихожу, а тут мне прислали списочег столичных храмов, из которого я узнал, что означенный "монастырь, храм и настоятельница во власти Дьявола". Вот, думаю, пронесло.
anchoret

(no subject)

Почему-то вести о предстоящем соборе всё по большей части какие-то "весёлые". Теперь и Пальцев в делегатах... Интересно, сей почтенный коллекционер пасхальных яиц уже сменил номер своей машины? Я его помню не так давно ещё с № 666.
anchoret

О воссоединении кое-что

Народ по инерции всё ещё продолжает умиляться воссоединению. Между тем, в кафедральном соборе РПЦЗ в NY Патриарха как не поминали, так и не поминают (в Джорданвилле, тоже, кстати). Там же прихожанка спросила после службы у м.Лавра - почему, мол. Тот "изменившимся лицом" ответил, что если кому-то это надо, то пусть идут на 97-ю (на 97-й улице находится патриархийный Свято-Никольский собор, кто не в курсе, это в пяти минутах ходьбы от зарубежников).
Как рассказывают, народ по-прежнему в смятении, среди зарубежных прихожан брожения и шатания.
anchoret

Кое-что об архиерейском жезле

В связи с недавним чукотским посланием активно начала обсуждаться тема нужности/ненужности Поместного собора. Его противники обычно говорят, что вполне достаточно и собора архиерейского, т.к. всё равно миряне не пользуются на поместных соборах правом голоса. Да и кого, дескать, архиереи пригласят из мирян, кроме заранее согласных подпевал?
Это и так, и не так. Вот, например, по регламенту Поместного собора 1917-1918 гг. миряне могли голосовать наравне с прочими членами Собора, но эти решения, прежде чем быть принятыми Собором, должны были быть одобрены исключительно голосами архиереев, т.е. получалось как бы голосование в нижней и верхней палате. Разумеется, просто так, молчком, обойти неудобные для архиерейской корпорации решения в такой ситуации уже не получится. Да и участвующие миряне были не какими-то церковными бабками, а виднейшими учеными тех лет - это были депутаты духовных школ и богословских комиссий.
В дни моей церковной молодости один священник как-то неожиданно спросил меня: "А ты знаешь, что означают две змеиные головы на архиерейском жезле?" Вопрос был не совсем случайным, потому что мы оба в тот момент взирали именно на такой жезл, стоящий на солее при царских вратах - раззолоченный знак епископского достоинства. Я бодро отрапортовал, что змий - это знак мудрости, а два змия - это знак сугубой мудрости, коя приличествует архипастырю в его многотрудном служении.
Батюшка вздохнул: "Нет, ты не понимаешь. Это - символ Церкви, где одна голова означает белое духовенство, а другая - черное (т.е. женатых священнослужителей и монашествующих, если кто не знает). Можно толковать и так, что одна голова - это иереи, а другая - архиереи". После паузы, снова вздохнув, он добавил: "Была ещё третья голова - народ Божий, но две первые её сожрали".
anchoret

Кое-что о Святогорской лавре

Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь, не так давно возведенный в достоинство лавры, постепенно обзаводится всей присущей этому статусу атрибутикой. Первый выпущенный ими CD в скромной лиловой обложке скромно называется "Всенощная. Святогорск". Запись 2002 года. Всё по-монашески очень скромно. В том числе качество записи. Особенно качество записи. Неприятно разбудила удивила историческая справка на седьмом треке, повествующая о "донском звоне" и внуке атамана Платова, похороненном за это на территории обители. Для таких экскурсов, вообще-то, существует полиграфия, тоже, впрочем, здесь весьма и весьма скромная.
Во время прослушивания вспомнился имп. Франц-Иосиф из "Амадеуса". "Если Его Величество за время спектакля зевнёт один раз... Если два раза... Но если Его Величество зевнёт три раза, ..." Я зевал без счёта, угрожая вывихнуть себе челюсть, но лавре это, конечно, ничем не грозит.
  • Current Music
    Track 12 - "Отверзу уста моя" (комп.П.Чесноков)
mouse

Кое-что об Афоне

В храме Владимира Путина поприветствовал один из старейших насельников монастыря.
Интересно, "с какого парень года". Я ведь почему заинтересовался:
"Прибыв в Свято-Пантелеимоновский монастырь, отец Авель вскоре понял, что обстановка здесь, мягко говоря, далека от нормальной. Несколько монахов, присланных сюда из разных обителей тогдашней "страны Советов", прошли "естественный отбор". Получив предписание подобрать кандидатов для отправки на Афон, наместники монастырей поступили по принципу: "На тебе, убоже, что нам негоже". Выражаясь в терминах психиатрии, в Грецию спихнули "девиантов", т. е. людей с отклонениями. Как рассказывал о. Авель, однажды ночью он был разбужен странными звуками: как будто в ризнице пилят решетку. Пойдя "на звук", посланец из Рязани вошел в келью к собрату и увидел, что тот водит одним напильником по другому: вжик, вжик!
- Что ты делаешь, брат?
- Отгоняю радиацию!
И снова: вжик, вжик!" (с)
anchoret

Кое-что об Уставе

Наш церковный Устав - это огромный дворец, внешний вид которого вызывает удивление своими величественными размерами и искусностью отделки, хотя в своей полноте его красота открывается далеко не всем Collapse )
anchoret

Кое-что о монахинях

Признаться, к монахиням у меня отношение от сдержанно-осторожного до неприязненного. Последнее, конечно, я стараюсь не выказывать. Причин такому отношению несколько. Но главная в том, что они буквально все, как я уверен, немного "того". Или много. Сильно много.
Не с точки зрения мiра сего, который сам положительно ненормален, а именно с точки зрения православной аскетики. Как я её себе представляю, скажем так. А у них какое-то другое представление.
Вот прочитал случайно про одну - просто классика. Чем не Тереза Авильская?

Нет, прав был "Духовный Регламентъ", гласивший:

"42. Еже заповеда Апостолъ о причтенiи вдовицъ: Вдовица, рече, да причитается не меньши шестидесяти летъ, 1 Тим. 5; тожде да хранится и о постриженiи монахинь, разве по некоему собственному Сvнодальному определенiю.

43. А буде которая младая девица похощетъ въ девстве пребывати, съ намеренiемъ прiяти монашество, то разсмотря прилежно, аще нелестно и не некоея ради нужды, или пристрастiя или лицемерiя избираетъ девственное житiе, дати таковую въ монастырь честный и добре заключенный, подъ началъ честной и постоянной старице: девица же да пребываетъ непострижена до шестидесяти, или поне до пятидесяти летъ. А буде прежде оныхъ летъ похощетъ идти замужъ, не возбраняти ей".

Наверняка, Петр, подписывая Регламент, имел в виду интерес государства - пускай, мол, баба сначала солдат нарожает, а потом идёт в какой хочет монастырь, но Феофан, Регламент писавший, знал, сколько зла в Церкви от молодых монахинь, в которых ещё не перекипела их страстность, усердно молящихся, и разбивающих себе лбы.