Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о елеопомазании
anchoret
anchoret
Кажется, при обсуждении темы массового соборования никто не обратил внимания на замечание "чем в принципе отличается помазание елеем при Соборовании от помазания елеем, скажем, за Всенощным бдением?", а ведь при возврате к однократному предлитургийному помазанию на соборовании в храме, и только в лоб, как это и было принято, эта разница становится ещё меньше. Фактически, за каждой такой Всенощной мы помазываемся елеем теми же "совершителями", с той же "интенцией" (намерением и смыслом) и той же "материей таинства", выражаясь терминами схоластического богословия, что и при соборовании.
А мазаться всяким маслом народ наш любит чрезвычайно; как я думаю, с одной стороны - "на всякий случай", с другой - это без усилий создаёт впечатление своей сопричастности церковной жизни.
Был как-то случай с моим знакомым иеромонахом в нижнем храме ХХС, вскоре после его открытия. Сам-то он не в Москве служит, а пришёл туда со своей старенькой мамой, которая раньше в Храме Христа Спасителя не бывала. Происходило это всё не во время богослужения, и сам он был не в облачении, а в партикулярном. Старушка пошла покупать свечи, а батюшка - прикладываться к иконам по периметру храма. Ходит он так, иконы рассматривает, молится перед ними, а мама идёт ставить свечи. И было у неё обыкновение - прежде чем свечу зажечь и поставить на подсвещник, она омакивала её нижний конец в лампаду и помазывала себе лоб. Рядом ставила свечи ещё какая-то женщина, которая, увидев это, попросила так же помазать и её. Тут же ещё одна бабуля прилучилась, в общем, когда о.иеромонах оглянулся на маму, то увидел, что перед ней уже подобие очереди образовалось, и она всех по очереди помазывает. Ну, он её за руку схватил и поспешил на выход от греха подальше, а оставшиеся без помазания начали вслед ему выражать своё неудовольствие. Такая история.

  • 1
Ай, спасибо! Ай, прикол!

царственное священство!

Бабок - анафемкой.

Интересный случай наблюдала вчера в кафедральном соборе.
Священник после совершения соборования раздал всем освященное масло и строго настрого наказал, чтобы пользовались этим маслом (мазались или в пищу добавляли) строго они сами, и ни в коем случае не давали бы близким, родным, друзьям, т.к. это масло от соборования, а соборовал он только лиц, чьи имена называл во время таинства.
И рассказал случай, как одна бабушка по неведению помазала освященным в соборовании маслом больного внучка.
Вот и я думаю, а чем же освященное в таинстве елеосвящения масло отличается от оного, освященного во время всенощного бдения?

И рассказал случай, как одна бабушка по неведению помазала освященным в соборовании маслом больного внучка.

Натурально, унучек скончался въ страшныхъ мученiяхъ, надо полагать, иначе к чему было и рассказывать?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Я, пожалуй, тоже кого-нибудь в нашем храме помажу или, лучше в монастыре, куда мы иконостас пишем. Люблю нездоровый ажиотаж!

Чем помажете?

Жжоте, отче :)))

Феерично.
А я тут позавчера наткнулась на давным-давно презентованное мне так наз. Барградское приношение - то есть миро, источаемое мощами св. Николая. И вот я два дня раздумываю: а что с ним делать?

Как что? Наружно употреблять в телесных немощах и душевных обстояниях.
Когда у меня образуется избыток таких святынь, я их просто раздариваю.

:))) как же я люблю Ваши истории:)))

Ну, рассмешили, батюшка!:-)))

А еще историй? :-)

Ну, я так и думал, что по существу никто ничего не скажет, всем бы только хиханьки да хаханьки )

ничего, что тут все умные?,

и выхожу я, вся в белом...

Таинство Соборования — это у нас в итоге что? Таинство с сугубой просьбой исцеления?

Таинство, заключающееся в помазании елеем с сугубой молитвой об исцелении, как-то так.

Вообще четкое разделение священнодействий на таинства и нетаинства пришло с запада. И не совсем понятно, почему пострижение в монахи - не таинство. Или отпевание. А соборование - именно таинство.
Выделение списка 7-ми таинств кажется мне натянутым а библейские основания можно при желании найти для всего, что захочешь.

Помазание елеем - распространенное действие, оно входит в чин крещения (плюс некоторый его аналог - миропомазание), помазание на царство, помазание от икон, помазание на соборовании.

Кстати о помазании от икон - именно оно легло в основу помазания на утрени. Раньше помазывали от иконы праздника.

Мое мнение - для восточного богословия идея принципиальных и четких границ между "уровнями" священнодействия - НАВЯЗАНА.

А бесчисленные маслица один знакомый батюшка рекомендует сливать в одну банку и избытки нести ему для полиелейного помазания.

Интересно, кто чем помазывает на утрени?
Там, где я алтарничал, каждый раз доливали новое масло, разводя некую субстанцию, которая была в елейнице "от начала". Что это было - соборное ли масло, или еще чего - никто не помнил.

"Таинство-нетаинство" - это всё понятно и известно.
Раньше помазывали от иконы праздника.
Не от иконы праздника, а из лампады (кандила) иконы праздника. Это традиция и сейчас кое-где сохраняется.
Обычно помазывают елеем с литии или елеем из лампады (необязательно праздника), нередко добавляют всякие масла, привозимые из паломничеств, добавляют для аромата немного эфирного масла.

(no subject) (Anonymous) Expand
Да-да, в ХХС это особенно любят...

Батюшка, дорогой, очень нужна Ваша помощь здесь:
http://philologinya.livejournal.com/72786.html
или здесь:
http://community.livejournal.com/kliros/224679.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account