Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Кое-что о соборовании 2

Есть в нашей церковной жизни какие-то моменты, которые, по размышлении, вызывают сомнения в своей целесообразности. Иногда проходит немало времени, прежде чем эти сомнения находят себе подтверждение (или бывают развеяны, что тоже случается). Так, три года назад я писал кое-что о массовом соборовании, бывающем в наших храмах Великим постом, но лишь недавно узнал, откуда происходит эта традиция.
Вот как об этом говорит д. Михаил Желтов:
"Суть дела состоит в том, что была такая старая русская (дониконовская) традиция - устраивать Елеосвящение в Великий четверг перед литургией (откуда взялась - точно не знаю; можно предположить какую-то архаичную и общую для Востока и Запада практику или же просто латинское влияние - на Западе в древности Великий четверг был днем принятия кающихся и, так сказать, общей исповеди). О самой этой традиции пишет Красносельцев в своих "О службах Русской Церкви, прежде бывших в употреблении" (или как-то так; это продолжение аналогичного труда прот. Никольского).
Такое общее Соборование бывало только в кафедральных храмах и в соборных храмах больших монастырей, но не на приходах.
Чин общего Елеосвящения отличался от чина при совершении таинства Елеосвящения над болящим - духовенство быстро прочитывало подряд все последование без семикратно повторяемой молитвы, а в конце читали эту молитву и весь народ проходил - как на всенощной - мимо помазывавшего (один раз и только лоб!) архиерея и помогавшего священника, возлагавшего на каждого Евангелие.
Таким образом, чин общего Елеосвящения - не тот же, что при Елеосвящении над больным, и участвуют в этом не больные (которые дома сидят), а здоровые люди. Поэтому прот. Архангельский, автор одной из наиболее обстоятельных старых книг о Елеосвящении, даже прямо заявляет, что это всенародное Соборование - это как бы и не таинство, в отличие от Елеосвящения над больным.
К 1917 году в Москве такое всенародное Соборование продолжало совершаться в Успенском соборе (и только в нем!).
В последующие годы оно прекратилось, а вот во второй половине XX века начало "возрождаться" - но только с существенными отличиями. Духовенство, исходя из отдаленных представлений о том, "как это было", но не удосужившись заглянуть в книги (хотя бы в Чиновник Успенского собора, незадолго до революции издававшийся), стало совершать общее Соборование совершенно нетрадиционно:
а) не только в Великий четверг, а вообще постом (никогда в Церкви такого не было! Каково бы ни было происхождение общего Елеосвящения, его смысл - в подчеркивании покаянного аспекта Великого четверга). Больше того - сейчас в Москве не найдешь хоть одного храма, где общее Соборование совершалось бы, как положено, в Великий четверг.
б) с семью, а не одним помазанием (причем с помазанием разных частей тела) - это страшно удлиняет чин при наличии многих соборуемых.
в) где только душа изволит, а не только в кафедральных храмах.
Так что тут проблема.
У греков общее Соборование совершается на Афоне и в других подражающих афонскому укладу монастырях. Оно бывает по тому же чину, как и раньше на Руси - с одним только помазанием в конце. И естественно, во всем посту совершается только в Великий четверг (но по подражанию Великому четвергу в XX в. афониты ввели еще и соборование в навечерие Рождества Христова)".

К сказанному от себя хотелось бы добавить, что, по моим наблюдениям, на таких соборованиях храм наполняется обычно теми же людьми, что приходят только "посвятить" куличи да набрать крещенской водицы, так что несложно понять, чьим представлениям и вкусам угождает Церковь во время этого действа.
Tags: таинства
Subscribe

Posts from This Journal “таинства” Tag

  • Кое-что о второбрачии духовенства

    Как вы думаете, какого пола наша церковь? Я немного подумал о том, как она реагирует на внешние вызовы, устраивает свою внутреннюю жизнь и решил, что…

  • Кое-что о восприемниках

    Что сразу обратило на себя внимание и крайне удивило в этом материале, это полное игнорирование института восприемничества, существующего в…

  • Кое-что о благодати

    Ниже чуть подредактированный текст из переписки. "...просто обычно мало кто задумывается об этом по-настоящему. Кто-то ленится об этом думать,…

  • Кое-что о таинствах

    В бесчисленный раз встаёт вопрос о действительности того или иного таинства. Если почему-либо при совершении обряда происходит какое-то мелкое…

  • Кое-что об исповеди

    В "Перестройке в Церковь" Кураев пишет: "Я считаю, что креститься взрослый человек может только тогда, когда он смертельно надоел самому себе"…

  • Немного резонёрства

    Что такое "забвенный грех"? Это грех, который мы осознали, раскаялись в нём, но по-забывчивости "не донесли" до исповедального аналоя? Или это грех,…

  • Кое-что о соборовании

    Есть у нас такая традиция - Великим Постом во всех храмах хотя бы раз совершается таинство Елеосвящения (Соборования) для всех желающих. Под страхом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments