Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что о монашеском облачении

Парадоксальным образом в наше время для вступления в духовное сословие, которое по своей природе связано с личной бедностью, одного только облачения нужно приобрести на сумму около $1000. Ряса, подрясник, полуряса, клобук, скуфья, пояс, мантия... Причем почти все эти предметы облачения существуют обычно в нескольких вариантах: келейный, повседневный, богослужебный, рабочий, летний, зимний, чем составляется вполне внушительный гардероб. Само облачение снабжено довольно сложной символикой, весьма, впрочем, надуманной.
Но лично меня в нашем монашеском одеянии смущает иное. Первые монахи, согласно монастырским уставам, носили на головах куколи ровно такие же, как носили дети, с тем лишь отличием, что нашивали на них небольшой крестик. Этот куколь должен был подчеркнуть незлобивость и послушность, которые присущи хорошим детям. Он никак не давал повода надмеваться высоким головным убором, который сейчас и помимо воли монаха придаёт его фигуре некую величавость. Кстати, до Никона наши монахи так и носили довольно некрасивые, как признаёт архидиакон Павел Алеппский, шерстяные шлемы, и сам Никон гораздо больше нравился себе в высоком греческом клобуке, так что вскоре охотно перешёл на его ношение сам и всю Русскую церковь за собою потащил. Но попробуйте сейчас обрядить монашествующую братию в детские чепчики - никто не позволит такого уничижения высокого монашеского достоинства!
Сами хитоны монашеские были обычной средней длины, таковы же были и рукава. Нынешние же длинные одеяния не позволяют ни работать в них (рабочие подрясники обычно и бывают короткими), ни даже свободно класть столь обычные для монаха земные поклоны - для этого нужна особая сноровка. Впрочем, и сама ходьба в них даже по прямой (не говоря уже о лестницах или склонах) даётся не сразу. Подрясник покороче, скажем, чуть ниже колен, был бы и практичнее и смотрелся бы смиреннее, но длинная одежда снова придаёт нашим фигурам некую величавость, и кто же от неё сам откажется?. Не о нас ли говорил Христос своим ученикам: "остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах" (Мк 12:38)?
Мантия, изначально бывшая даже не имевшей рукавов верхней одеждой самых бедных людей, превратилась сейчас в долгий волочащийся по земле таинственный предмет, словно бы требующий пажей, которые носили бы её за величавым монахом.
Словом, всё наше монашеское одеяние, как мне кажется, подспудно способствует воспитанию в монахах гордости: длинные рясы и мантии, шлейфы головных уборов (правильно они называются нАметками, но не все это знают, полагаю). А если присовокупить к этой картине длинные же волосы, тоже доставшиеся от греков, и которыми у них подчёркивала свое высокое достоинство сначала знать, а потом заступившее на её место после наступления турецкого владычества высшее духовенство, то и вовсе получим портрет, мало подходящий к образу смиренного бедняка...
Tags: одежда и облачение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →