Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о Крестовоздвижении
anchoret
anchoret
В истории с обретением Креста Господня есть один интересный момент, о котором мы как-то "забыли". Дело в том, что спустя три столетия после распятия Спасителя на Голгофе, христиане всего мира имели весьма приблизительное представление о том, где эта Голгофа находится. Точное место распятия, каким мы его знаем, было установлено только благодаря "маркам крысобоям" из свиты царицы Елены, которым удалось выбить признательные показания из ветхого иудея, жившего во Иерусалиме. Об остальных же предметах и местах, связанных с земной жизнью Иисуса и окружавших Его людей, можно было только гадать..
Тем не менее сейчас, спустя два тысячелетия, на Святой Земле паломнику и укажут точные места рождения и вознесения Христа, Его молитвы в Гефсиманском саду (правда, по мнению католиков, последнее происходило на камне, что символично, но крайне сомнительно, а по мнению православных - так вообще в крохотной пещерке), и скажут, что это те самые оливковые деревья, которые были молчаливыми свидетелями гефсиманского борения, и приведут к месту погребения Лазаря, и даже отвезут поклониться тому месту, где росло дерево, из которого сделан был Крест... Впрочем, перечислить все нынешние палестинские святыни просто не представляется возможным. Конечно, говорить об их подлинности не приходится, но так ли это существенно?
Очевидно, нет, и именно поэтому мы и "забыли" о затруднениях первых христианских археологов. Мы можем видеть: вот - это та самая Гефсимания, а вот - тот самый Елеон, и вовсе неважно, в какой именно конкретной точке творилась священная история. Икона, как правило, не содержит в себе портретного сходства с изображенным на ней святым, что не мешает нам ему перед ней молиться. И те места Святой Земли, с которыми мы связываем евангельское повествование, тоже являются для нас своего рода иконой. И эта "икона" даёт нам возможность осязательно прикоснуться к событиям двухтысячелетней давности, более полно ощутить и почувствовать их, развернуть перед собой и прочитать "пятое евангелие", начертанное стопами Христа и Его апостолов на каменистых тропах Палестины.

  • 1
Согласен с Вами. Начав читать, сразу же подумал про иконы, а дочитав до конца увидел, что Вы уже об этом написали... Святость месту придают не только произошедшие на нем события, но и молитвы людей на этом месте...

P.S. А оливки в Гефсиманском саду достаточно старые. Очевидно, потомки тех самых...

Святость месту придаёт только Источник всякой святости, а молятся больше всего в Лас-Вегасе ))

А вы не знаете, как появились частицы креста Господня? его, когда нашли, раздробили на мелкие кусочки, а потом по церквям и храмам? так и передаются в веках?

Да, именно так оно и было. Об этом подробно пишет проф.Скабалланович.
Есть такая старая церковная шутка, что если снова собрать все частицы Древа Господня воедино, то их хватит на целую рощицу.

Ага, а если собрать крошки от пяти хлебов сколько карзин можно получить? :-)

Похоже на Бокаччо: Щепочка от Гроба Господня и кусочек лестницы Иакова

и все три головы Иоанна Крестителя...

> ветхого иудея, жившего во Иерусалиме
Он вроде как потом стал большим человеком, если не ошибаюсь.

Хотела написать "пишите почаще", но нет, так в самый раз.
Ещё вспомнилось, возможно, неуместное, но тем не менее: у Новеллы Матвеевой была песня про гвоздь. Она заканчивается тем, что от гвоздя остался маленький след. А потом и след от гвоздя исчез под кистью времени, но это ничего не изменило.

Гутен нахт.

Церковное предание очень любит сиквелы, и часто исторические фигуры, имеющие краткую, но значительную роль, как наш иудей (ставший, по преданию, епископом Кириком), вознаграждаются более славной биографией. Иногда это бывает вполне безобидно, иногда напоминает историю со статистом, который очень хотел продлить свою роль в спектакле, где играли большие знаменитости, и свою единственную фразу лакея "Немой явился!" дополнил словами "И хочет говорить с Вами".

Может быть, эти святыни - не просто иконы, потому что Церкви был обещан Дух Истины, Который наставляет на всякую истину. Возможно, что Он даровал и после смерти всех очевидцев воскресить память о святых местах с исторической точностью?

Эх, мне б такую фантазию..

(Deleted comment)
Только как византийскую фигуру речи. Как можно молиться действию?

(Deleted comment)
(Deleted comment)

о Кириаке я писал инуде под замком

http://anglus.livejournal.com/9639.html

По поводу:
http://www.livejournal.com/users/aorist/6475.html

С праздником Воздвижения связана история о некоем еврее, по имени Иуда, который не хотел указать место Креста Господня, но впоследствии раскаялся, крестился и даже стал иерусалимским патриархом. Так это излагается, например, в первом томе настольной книги Булгакова, равно как и во всех житиях свмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (28 окт.),

например:
Священномученик Кириак, патриарх Иерусалимский (+363)
Священномученик Кириак был тем иудеем, который показал святой царице Елене место захоронения Животворящего Креста Господня. Присутствуя при обретении Креста, Кириак (до Крещения он носил имя Иуда) искренне уверовал в Истинного Бога и стал христианином. За чистую и добродетельную жизнь он был удостоен избрания и возведения на Иерусалимскую патриаршую кафедру.
Во время правления яростного гонителя христиан Юлиана Отступника, в 363 году, святой Кириак принял страдания за веру. После долгих пыток мучители умертвили святого.
http://www.pravoslavie.cz/nojabr10.htm

В календаре точно так же: «Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363)». Утверждается, что патриархом он стал после Макария (313–333). Следовательно, епископат его приходится на 333–363 гг.

Но вот помимо житий и календарей мы не нигде более не найдем «Кириака» среди иерусалимских епископов четвертого века (даже во втором томе той же настольной книги, в хронологическом списке Иерусалимских патриархов). Самое удивительное, что его «патриаршество» приходится в действительности на время Максима (333–347) и св. Кирилла (347–386/7) Иерусалимских, а мученическая кончина (363) происходит через год после того, как Кирилл был возвращен Юлианом из ссылки (362) и снова занял кафедру. Во время ссылок Кирилла (357–360, 360–362, 367–378) кафедру занимали ариане, но никакого Кириака среди них не было. Молчат о Кириаке Иерусалимском и все историки (Сократ, Созомен, Феодорит, Иероним в Хронике), дающие подробные сведения о событиях этого времени и, в частности, о св. Кирилле.

Относительно происхождения самой легенды о Кириаке см., например, здесь (глава «Честной Крест»):
http://www.jcrelations.net/ru/?id=1917

Согласно сноске (19), иудеи вообще не имели тогда права жить в Иерусалиме.

Чудеса?

вообще советую прочитать статью по последней ссылке (это по теме)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account