Тем не менее сейчас, спустя два тысячелетия, на Святой Земле паломнику и укажут точные места рождения и вознесения Христа, Его молитвы в Гефсиманском саду (правда, по мнению католиков, последнее происходило на камне, что символично, но крайне сомнительно, а по мнению православных - так вообще в крохотной пещерке), и скажут, что это те самые оливковые деревья, которые были молчаливыми свидетелями гефсиманского борения, и приведут к месту погребения Лазаря, и даже отвезут поклониться тому месту, где росло дерево, из которого сделан был Крест... Впрочем, перечислить все нынешние палестинские святыни просто не представляется возможным. Конечно, говорить об их подлинности не приходится, но так ли это существенно?
Очевидно, нет, и именно поэтому мы и "забыли" о затруднениях первых христианских археологов. Мы можем видеть: вот - это та самая Гефсимания, а вот - тот самый Елеон, и вовсе неважно, в какой именно конкретной точке творилась священная история. Икона, как правило, не содержит в себе портретного сходства с изображенным на ней святым, что не мешает нам ему перед ней молиться. И те места Святой Земли, с которыми мы связываем евангельское повествование, тоже являются для нас своего рода иконой. И эта "икона" даёт нам возможность осязательно прикоснуться к событиям двухтысячелетней давности, более полно ощутить и почувствовать их, развернуть перед собой и прочитать "пятое евангелие", начертанное стопами Христа и Его апостолов на каменистых тропах Палестины.