Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

В преддверии Поста

Книги небольшого формата, которые не занимают много места и их поэтому удобно носить с собою, я обычно читаю между делом, урывками, бывая где-то по делам. Поэтому, как правило, небольшая сама по себе книжка мусолится таким образом довольно долго, так как читается не регулярно, а от случая к случаю. Последняя из них - "Наставления духовным чадам" преп. Феодора Санаксарского (того, что дядя адмирала Ушакова).

Собственно, больше впечатлило жизнеописание святого, данное в начале книги, а сама книга оставила довольно спокойное впечатление, хотя много в ней полезного и интересного. Но вся польза скрытно легла (надеюсь, что всё-таки легла) на дно сердца (словно в притче о двух пустых горшках), а запомнилось, почему-то, в основном лишь несколько забавных выражений в адрес подопечных монахинь ("Ещё пение мне ваше противно весьма") и неудачное толкование ап. Павла, связанное с искажением изначального смысла самим ц-сл. текстом. Остальное всё так мирно, ровно, благочестиво...

И вот, в самом почти конце, среди ответов на вопросы, словно лучик блеснул. Странно, ведь обычно такое бывает, когда находишь что-то созвучное твоим собственным вопросам или мыслям в данный временной период, а я, кажется, даже и не помышлял о чём-то похожем. Но вот ученик спрашивает преподобного:

Вопрос: "Если человеку, живущему в мiре, не довольствовать себя благами века сего, то к чему же и произведено Богом на земле столько любоприятных благ? Понять невозможно, как Бог, будучи Един, предписал нам две различные между собою заповеди. Одною - все на свете сотворенные блага даются человеку в снедь и во употребление, яко для того созданные и добрые зело; другою же требует Бог от человека поста и воздержания. Прошу, изъясните мне сие и выведите из недоумения".

Кажется, что ответ сейчас последует такой же банальный, и начало его это вроде обещает, но не тут-то было.

Ответ: "Не должны бы мы с вами и толковать о сих скрытых от нас тайнах, а единое бы только должны сказать, что Бог неправеден быть не может, и что говорит, то истинно говорит, и нам бы более о том не любопытствовать, но безпрекословно повиноваться истине. Однако снисходительно немощам вашим, в разсуждение вступаем. Таковые две заповеди даны еще в раю: и заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: От всякаго древа, еже в раи, снедию снеси; от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снести от него, а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт.2:16-17). Видно из сего, что пост сроден естеству человека. Скажу и еще на сие простую мiрскую пословицу: "Невольный бо пост, когда хлеба нет". Поистине правдива сия пословица. Невольный бы был пост, если б ничего Бог нам не сотворил. Но Бог такого невольного поста, конечно, не восхотел, а восхотел Он от нас поста совершенно вольного, от собственной нашей любви совершаемого. Потому должно думать, что обилие благ на земле не для наслаждения, а для совершенства поста. За послушание сему уставу обещал Бог в награду здравие телесное и спасение душевное; за преслушание же - смерть. Обаче же есть на то и другое наше рассуждение: вся сотворил Бог и немощных ради, по плоти состоящих, и младенцев еще несовершенных. того ради и не заключил нас быть в нуждах невольных, а благоволил, чтоб избыток исполнял немощных требования".

Странно, всё же. Вроде, всё это известно, ничего нового. А почему-то вдохновили вдруг эти слова, и тепло стало от них...

Tags: пост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment