?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о паломничествах
anchoret
anchoret
На 153-й улице в Нью-Йорке есть православный приход РПЦЗ, на котором когда-то служил игумен Адриан (Уэллет) - американец, последовательно принявший православие, монашество и священство. За чаем, а это было ок. десяти лет назад, в контексте беседы о духовной (я извиняюсь) жизни я его спросил: "А Вы хотели бы побывать в России?" В общем, я спросил больше из вежливости, к тому же, мне казалось, что это вполне естественное желание для человека, православно живущего на Богом забытой американщине, и я, конечно, самодовольно ожидал услышать множество восторженных слов в адрес возрождающейся православной Руси, золотых куполов над нашими святынями, богатства церковной истории и всё такое..
Он ответил "Нет" настолько кротко и естественно, что это произвело на меня эффект холодного душа, который я ощущаю до сих пор. Ему действительно это было не нужно, он имел при себе всю полноту церковной жизни, и поездки в Россию или Грецию, да хоть в Иерусалим, ему были бы только в тягость. Возможно, это запомнилось мне ещё и потому (а другой наш собеседник этого момента, как выяснилось, не помнит), что соответствовало моему внутреннему ощущению, которое я тогда ещё не сформулировал для себя самого: я не люблю паломничества. Я был один раз на Святой Земле и признаю, что тогда это было, пожалуй, для меня довольно важно - я словно бы прочитал пятое евангелие. Но мне не хочется ехать туда снова, хотя не раз приглашали. Не хочу на Афон, в Дивеево и Оптину. "Просто не хочу" ©
Впрочем, уверен, это не от мнимого богатства моего внутреннего мира и духовной жизни, а просто из-за лени: со временем всё больше нахожу в себе обломовских черт.

(Deleted comment)
Это не моя добродетель ))

Я не хочу на Афон, но прежде всего потому, что чувствую себя там чужим.

Но Вы же там ещё не были, почему Вы там уже чувствуете себя чужим? Может, Вы подспудно боитесь почувствовать себя там как дома?

хм, я вот не знаю тоже. на Святую Землю надо наверное, с детьми опять же.
а так - Евхаристия везде одна.

Да, детей бы свозить.

мне кажется многие люди просто пытаются восполнить внешней бурной деятельностью (в т.ч. паломничествами) недостаток личных близких взаимоотношений с Богом
паломничества могут быть средством, но никак не целью

Пишет застрявший паломник

Вы, отче, в хорошей компании: от увлечения паломничествами предостерегал св. Георгий (вот не помню только - Нисский или Великий), считая, что уверенность некоторых братьев, будто Благодать привязана к тем самым местам, где происходили Страсти Христовы, неоправданна.

Re: Пишет застрявший паломник

Григорий он был, а не Георгий :-)

"Что хорошего приобретете вы, путешествуя? Или вы думаете, что полнота Господня доныне телесно обитает в Иерусалиме? Или Дух Святой изобилует среди иерусалимлян, а от нас удалился?"
(цитата неточная, по памяти)

Отче, так Вы из Америки в Россию переехали? Или просто в Нью-Йорке на короткое время останавливались?

Я там раньше бывал систематически.

Вот только вне Церкви, в расколе... сомнительна действительно непрелестная духовная жизнь и истинно духовное миросозерцание.

Отче, для выражения верноподданических чувств своему священноначалию ведь совершенно необязательно хаять чужое, правильно? Вне Русской Православной Церкви Московского Патриархата не означает вне Церкви Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Для Вас, наверное, и Иоанн Шанхайский - не святой, а так, прелестник...
О.Адриан, кстати, позже ушел из РПЦЗ в американскую автокефалию, которую в качестве канонической церкви вообще никто не признаёт в православном мире, кроме РПЦ. Ушёл отнюдь не по духовно-соцерзательным мотивам.

(no subject) (Anonymous) Expand
Один из редких случаев, когда не могу с вами не согласиться.

я к паломничеству тоже отношусь осторожно, но вот в Иерусалим и на Афон съездить все-же хочу, да кстати, и в Америку не мешало-бы.Но не стал-бы называть это паломничеством - интересны люди, уклад жизни, иконы...

Интересных людей и т.п. везде много, зачем далеко ездить?

Мирянам, правда, паломничать прикольнее, если, конечно, в неорганизованных формах. А может Вам инкогнито попробовать - в цивильной одежде, не язвить и не умничать по дороге?

Я тогда скончаюсь по дороге, даже не доехав до цели, от собственного яда в страшных мучениях.

Надо дать определение самому понятию. Например, если в последнюю неделю Рождественскоо поста уехать в тихое место (например, то же Дивеево), чтобы вдали от всенародных новогодних вакханалий сосредоточиться на своем и подготовиться к Празднику - это наверное что-то другое? Т.е. к святыням само собой с трепетом прикладываешься, но не это являлось главной целью поездки. Похоже, я не понимаю, что такое паломничество.

Наверное, я тоже не понимаю...

Да, конечно, такое паломничество, или назовитекакхотите, я могу только приветствовать.

Как-то настоятель нашего прихода, о. Георгий, на восторженные рассказы паломников о том, как они были в Иерусалиме и шли по следам Христа, сказал:"Ну, а здесь, в алтаре, вы его видите? Ведь он каждый раз здесь умирает за вас."

Одна из главных вещей, которая мне претит в поездке на Святую Землю - это полная легендарность 99 процентов тамошних святынь. Люди как-то не задумываются, что при царице Елене уже никто не знал, где находилась Голгофа, а сейчас для поклонения предлагается даже место, где якобы росло дерево, из которого сделали Крест...
А в период неофитства все эти предания идут на ура..

А мне хочется иногда паломничать. Особенно на Святую Землю и в Тихвинский монастырь. А еще есть много красивых старинных храмов в городах Золотого кольца, в Плесе каком-нибудь.

Но с другой стороны, я вот была в Оптине, там столько...того, что можно православным языком назвать искушениями. И рассказов всяких понаслушаешься- кому-то непосильную епитимью дали, кто-то заболел от послушаний, что и не знаешь, полезно ли ездить... Хотя других историй, о том, что полезно, намного больше. Все, наверное, от человека зависит. И, пожалуй, не стоит неподготовленному человеку в первый попавшийся монастырь проситься на послушания.

Может, ездить надо именно помолиться, "воздухом святым подышать"? А не на послушания, епитимии, рассказы. Как выше было написано, сутра приехал, Литургию отстоял, молебен с акафистом послушал, к мощам святых приложился, - ну, и в обратный путь.

Бывшая одноклассница, большая любительница паломнических поездок, любит говорить. что одна поездка в монастырь заменяет 40 посещений приходской церкви. Менее воцерковленные ее слушают, и раз в месяц куда-нибудь едут. В свой храм редко заходят. Местному батюшке,(его можно назвать подвижником, так много доброго он совершил) необходима помощь, но они весь свой пыл по России развозят.

И ведь не объяснишь им...