Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Кое-что о церковном разводе и втором браке

В одном ЖЖ под замком возник вопрос на эту тему. Думаю, что эти сведения многим покажутся интересными. Примечания мои.


О расторжении церковного брака (Настольная книга священнослужителя, М.1983, т.4, с.300)
Право признания церковного брака несуществующим и разрешения вступить в новый церковный брак принадлежит только архиерею. На основании представляемого Свидетельства ЗАГСа о разводе, епархиальный архиерей снимает прежнее благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный брак, если, конечно, к этому нет канонических препятствий. Епархиальное управление не производит никакого дознания о мотивах развода.

Последование о второбрачных (Там же, с.309)
На второй брак Церковь смотрит неодобрительно и допускает его лишь по снисхождению к немощам человеческим. Долгое время он вообще не получал церковного благословения. Св. Никифор Исповедник (+828), патриарх Константинопольский, полагал двухлетнюю епитимию тем, кто вступал во второй брак.* Но такая строгая дисциплина в этом вопросе потеряла силу уже в XI веке.** Впоследствие Церковь стала допускать благословение 2-го и даже 3-го брака. Появилось "Последование о второбрачных", сперва краткое и без возложения венцов, потом более похожее на обычное венчание.
Теперь "Последование о второбрачных" отличается от обычного венчания двумя покаянными молитвами. Обручение совершается, нет вопрошений о добровольном и непринужденном вступлении в брак, венцы возлагаются.
По чину второбрачных венчание совершается только в том случае, если и жених, и невеста вступают во второй (или третий) брак. Если же один из них вступает в брак впервые, совершается венчание по обычному чину.
В затруднительное положение попадают священники, когда к ним обращаются с просьбой совершить венчание супруги, которые прожили в браке уже много лет без церковного благословения. Некоторые из подобных просителей имеют не только взрослых детей, но даже и внуков. Естественно возникает вопрос: каким же чином венчать их? Ни чин обычный, ни чин о второбрачных не подходит. Здесь уместно воспользоваться "Чином благословения супругов, проживших с собою 25 или 50 лет" из Требника, изданного во Львове в 1873 г.***

--------------------
* И пятилетнюю вступившим в третий.
** Интересно, что католическая церковь до сих пор не признает возможности церковного развода и последующего церковного брака, а снижение "православного ценза" в этом вопросе приходится именно на то время, когда произошло разделение между Востоком и Западом.
***Сам чин в pdf'е выложен здесь. Правда, набирал я его лет семь назад, с тех пор изменились некоторые установки шрифта и в тексте из-за этого есть некоторые помарки.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments