?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о "РПЦ"
anchoret
anchoret
Недавно дочитал, наконец, "Русскую Православную Церковь" Митрохина. Не совсем удобно писать отзыв, не имея этой книги перед собой, но у меня её уже забрали читать и, скорее всего, она надолго ушла гулять по рукам.
Ничего принципиально нового я из неё не узнал. Но в целом впечатление от неё, скорее, положительное, насколько положительным может быть ощущение после того, как приходится долго выслушивать множество неприятных, но, по большей части, справедливых вещей.
Насколько я понимаю, обвинения, которые я слышал в адрес книги из церковной среды, что это, дескать, пасквиль, антицерковная пропаганда и т.п., несостоятельны. Прежде всего, это именно критический обзор и анализ нынешнего состояния РПЦ, и любому человеку, для которого церковь является домом родным, совершенно понятно, что в этом доме есть огромное количество болезненных проблем. И коль скоро сама церковь оказалась неспособна к подобному критическому взгляду на самое себя, то приходится пользоваться помощью стороннего аналитика. Конечно, это неприятно, когда тебя со стороны тыкают носом в твои собственные проблемы, да ещё выставляют их на всеобщее обозрение, к тому же мотивация такого действия вряд ли заключается в принесении тебе пользы. Но пользу извлечь из этого просто необходимо, тем более, что, как мне показалось, автор действительно старается делать свою работу сколь возможно трезво и беспристрастно, и я не припомню, чтобы черное он называл белым, и наоборот.
Что мне в книге действительно не понравилось, так это, во-первых, схематизм, т.е. заметное упрощение механизмов рассматриваемых проблем и предложенных моделей внутрицерковных взаимоотношений: такое упрощение картины местами может создать искаженное о ней представление. Хотя, с другой стороны, если заняться вскрытием всех аспектов той или иной темы, то можно будет безнадежно в них увязнуть.
Затем, не понравилась надуманность некоторых моментов. Например, весьма условным (если не высосанным из пальца), мне показалось деление на "кирилловцев" и "наумовцев". На самом деле, есть гораздо более значимые причины для внутрицерковного деления на группировки и кланы, нежели следование "духовной традиции" того или иного почитаемого за старца церковного авторитета.
Потом, кое-где уровень здорового цинизма мне показался превышенным. Несколько таких моментов проскользнуло в разделе, касающемся экономики прихода. Например, автор касается милого обычая собирать что-то съестное гостю "на дорожку", и этому обычаю он уделяет особое внимание и отводит чуть ли не роль взятки, хотя явление это, кстати, не является сугубо церковным. Но книга просто живописует картину, как то там, то здесь, какой-нибудь провинциальный настоятель прихода, обрадованный гостю из Москвы, который участливо и со знанием дела осведомлялся о житье-бытье, проблемах прихода и т.п., после всех бесед и совместной трапезы собрал ему "на дорожку" нехитрую снедь, да с бутылочкой лучшей водки непременно местного производства, или хотя бы лучшего спиртного из того, что было в доме (уж я то знаю, как это обычно бывает), а гость потом старательно суммирует эти гостинцы, описывает их, относит к неким инструментам влияния.. Тьфу. Я, признаться, какую-то легкую брезгливость испытал..
Кстати, хотя у автора есть отдельная книга, посвященная церковной экономике, лично мне эта тема показалась у него едва не самой слабо проработанной. Как я склонен думать, во многом это объясняется тем, что как бы ни откровенничали с автором церковные и околоцерковные люди (а он оперирует, надо признать, солидным количеством "полевых" данных, полученных непосредственно от архиереев, настоятелей, старост), во "святая святых" они его, всё же, не допускали, и где закопана кубышка, не показывали. Поэтому многие экономические схемы автор вынужден реконструировать, как если бы человек, стоящий на улице, по теням в окнах пытался понять, что происходит внутри дома.
Лично для меня довольно информативным явился раздел, рассказывающий о положении РПЦ в Средней Азии - практически ничего об этом не знал раньше.
Ну, и в целом, как я уже говорил выше, мы можем быть благодарны автору за эту книгу. А можем и не быть, как у нас водится.

  • 1
Не знаете, где сие произведение в Москве купить можно?

Re: Где купить

Точно есть в "Доме книги" на Арбате, "Библио-глобусе" на Мясницкой и в "Москве" на Тверской. В общем, везде..

слышал мнение знакомого священника и он какраз тоже обратил внимание на то что похоже человек не в курсе что можно просто из доброжелательности собрать что-то на дорогу а не зачем-то :)

про среднюю азию наверно интересно

Респект знакомому священнику. Позор пьянице и дебоширу Митрохину.

++ Поэтому многие экономические схемы автор вынужден реконструировать, как если бы человек, стоящий на улице, по теням в окнах пытался понять, что происходит внутри дома.

Есть у некоторых людей "голубая мечта" - усилить налоговый контроль за Церковью и её доходами (включая и личные доходы её клира). Чтобы инспектора обыскивали храмы и приходские дома в поисках "чёрного нала". Чтобы архиереи заполняли налоговые декларации и сдавали их, как и простые смертные. Чтобы влиятельные протоиереи дрожали, запихивая "в карман рясы" зелёные купюры и потом тщетно оправдывались перед властями.

Так что, боюсь, "святая святых" ещё недолго останется таковым.

При советской власти был такой налоговый контроль за церковью, что сейчас и в страшном сне не приснится. Но черная касса всё равно существовала, да-с.

Да. И куда повесомее нынешней:)

Просто сейчас ей отводится иная роль, не столь значимая, вот и всё.

Кстати, мне кажется, существование черной кассы было выгодно атеистической власти. В идеологическом смысле. А развернуться экономически с этой кассой в плановой подконтрольной экономике было не сильно возможно..

Внутренние вопросы прихода эта касса решала вполне, а во вне его власть всё равно не пускала. Идеологическая выгода власти от существования черной кассы мне представляется какой-то странной фантазией.

--усилить налоговый контроль за Церковью и её доходами (включая и личные доходы её клира)--

Налог Если говорить о налогах имено на личные доходы, то почему нет? Это справедливо. А архиереи и на самом деле простые смертные. :)

Кажется, рецензии на Митрохина так и не было написано. Мне ни разу не попалась.

Ну дык напишите.

Собиралась, но не собралась. Думаете, не поздно?

Думаю, что нет. Книга ещё активно продается, интерес к ней не потерян.

Кстати, была рецензия, оказывается. Митрохин strikes back.

(Deleted comment)
Она не то чтобы размытая - она просто никакая. Там одна ругань, по-моему, причем ругань неумная.
Митрохину, наверное таким быть и полагается. Сволочизм должен быть в крови, чтобы такой работой заниматься.

большое спасибо.
пока конкретных вопросов не имею, слишком не в теме, но интересна была общая точка зрения.

ой, а у Вас мышка стала подмигивать!
:)))
а вообще, про сборы в дорогу очень странно, когда человек уезжает из гостей (мама, близкие друзья) это более, чем нормально - собрать им в дорогу гостинцы, причём всё самое лучшее, купить подарков, и тоже самое, когда гостишь у близких людей, к автору отнеслись, как к дорогому человеку, а он за подношение принял!

Это она глазами хлопает. А упомянутый авторский пассаж не только у меня, оказыватся, вызвал недоумение, как видно из комментов.

  • 1