Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Кое-что о "РПЦ"

Недавно дочитал, наконец, "Русскую Православную Церковь" Митрохина. Не совсем удобно писать отзыв, не имея этой книги перед собой, но у меня её уже забрали читать и, скорее всего, она надолго ушла гулять по рукам.
Ничего принципиально нового я из неё не узнал. Но в целом впечатление от неё, скорее, положительное, насколько положительным может быть ощущение после того, как приходится долго выслушивать множество неприятных, но, по большей части, справедливых вещей.
Насколько я понимаю, обвинения, которые я слышал в адрес книги из церковной среды, что это, дескать, пасквиль, антицерковная пропаганда и т.п., несостоятельны. Прежде всего, это именно критический обзор и анализ нынешнего состояния РПЦ, и любому человеку, для которого церковь является домом родным, совершенно понятно, что в этом доме есть огромное количество болезненных проблем. И коль скоро сама церковь оказалась неспособна к подобному критическому взгляду на самое себя, то приходится пользоваться помощью стороннего аналитика. Конечно, это неприятно, когда тебя со стороны тыкают носом в твои собственные проблемы, да ещё выставляют их на всеобщее обозрение, к тому же мотивация такого действия вряд ли заключается в принесении тебе пользы. Но пользу извлечь из этого просто необходимо, тем более, что, как мне показалось, автор действительно старается делать свою работу сколь возможно трезво и беспристрастно, и я не припомню, чтобы черное он называл белым, и наоборот.
Что мне в книге действительно не понравилось, так это, во-первых, схематизм, т.е. заметное упрощение механизмов рассматриваемых проблем и предложенных моделей внутрицерковных взаимоотношений: такое упрощение картины местами может создать искаженное о ней представление. Хотя, с другой стороны, если заняться вскрытием всех аспектов той или иной темы, то можно будет безнадежно в них увязнуть.
Затем, не понравилась надуманность некоторых моментов. Например, весьма условным (если не высосанным из пальца), мне показалось деление на "кирилловцев" и "наумовцев". На самом деле, есть гораздо более значимые причины для внутрицерковного деления на группировки и кланы, нежели следование "духовной традиции" того или иного почитаемого за старца церковного авторитета.
Потом, кое-где уровень здорового цинизма мне показался превышенным. Несколько таких моментов проскользнуло в разделе, касающемся экономики прихода. Например, автор касается милого обычая собирать что-то съестное гостю "на дорожку", и этому обычаю он уделяет особое внимание и отводит чуть ли не роль взятки, хотя явление это, кстати, не является сугубо церковным. Но книга просто живописует картину, как то там, то здесь, какой-нибудь провинциальный настоятель прихода, обрадованный гостю из Москвы, который участливо и со знанием дела осведомлялся о житье-бытье, проблемах прихода и т.п., после всех бесед и совместной трапезы собрал ему "на дорожку" нехитрую снедь, да с бутылочкой лучшей водки непременно местного производства, или хотя бы лучшего спиртного из того, что было в доме (уж я то знаю, как это обычно бывает), а гость потом старательно суммирует эти гостинцы, описывает их, относит к неким инструментам влияния.. Тьфу. Я, признаться, какую-то легкую брезгливость испытал..
Кстати, хотя у автора есть отдельная книга, посвященная церковной экономике, лично мне эта тема показалась у него едва не самой слабо проработанной. Как я склонен думать, во многом это объясняется тем, что как бы ни откровенничали с автором церковные и околоцерковные люди (а он оперирует, надо признать, солидным количеством "полевых" данных, полученных непосредственно от архиереев, настоятелей, старост), во "святая святых" они его, всё же, не допускали, и где закопана кубышка, не показывали. Поэтому многие экономические схемы автор вынужден реконструировать, как если бы человек, стоящий на улице, по теням в окнах пытался понять, что происходит внутри дома.
Лично для меня довольно информативным явился раздел, рассказывающий о положении РПЦ в Средней Азии - практически ничего об этом не знал раньше.
Ну, и в целом, как я уже говорил выше, мы можем быть благодарны автору за эту книгу. А можем и не быть, как у нас водится.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments