?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о театре
anchoret
anchoret
Кажется, в последний раз я был в театре ещё "в прошлой жизни", если не считать одной бредовой постановки в Геликоне, на которую меня зазвали занятые там знакомые певчие. Всё равно это было о-очень давно. Ну, не театрал я. Потом не то чтобы не ходил принципиально, а просто некому было вытащить. А тут вытащили, ага. На "Кабалу святош" по Булгакову в МХТ.
Буфетъ. Еду надо с собой приносить.
Публика. Абсолютно чужие люди. Я потом понял, почему. Об этом в конце.
Труппа. Игра в основном понравилась (скорее, не столько понравилась, сколько я отдал ей должное), хотя некоторые явно переигрывали. Там, где у Булгакова (а я потом специально нашёл его текст пьесы в сети, об этом ниже) написано "тихо вскрикивает", сцену потрясает натужный душераздирающий вопль. Возможно, это вИдение режиссера, но от этого не легче. Я понимаю, наверное, что это специфика театра, но мне не нравится, когда Олег Палыч (Мольер) выскакивает на сцену с довольным видом человека, который знает, что сейчас будут аплодисменты, потому что он - Табаков. Гуськов (Людовик) не понравился. Он вообще, по-моему, актер средненький, играть может только себя, любимого. Как и в этот раз. У Булгакова это должно быть ничтожество, весь пафос спектакля, собссно - ничтожество власть предержащих. Гуськов не может играть ничтожество. Не умеет. Ибо играет только себя, а разглядеть собственное ничтожество не каждому дано. Семчев (Бутон) - обаяшка.
Пиеса. Очень слабенькая, на мой взгляд. Я чего-то в этом не понимаю, видимо. Чё Булгакова торкнуло - не знаю. Не дорос ещё.
Постановка. О! Шапиро поставил дежурный антиклерикальный спектакль. Зал взрывается смехом и аплодисментами на выкрик "Чертов поп!", и этот проходной момент выглядит едва не манифестом спектакля. Я сам, признаться, попов не люблю, но зачем стулья ломать..
Так вот к вопросу о бьющей в глаза антиклерикальности действа. Я потом подумал, а мог бы Кураев открыть здесь какие-то не очевидные простому зрителю вещи в оправдание Булгакову, как он чрезвычайно интересно сделал это в "М&М"? Посмотрел текст пьесы, и понял, что смог бы. Там всё не так банально, как во мхатовской постановке.
Но главный вывод - театр - не моя религия. Я над этим раньше не задумывался, т.к. не было повода. А это именно религия, как я понял по прихожанам храма Мельпомены.

  • 1
ой как же Вы хорошо написали! "как могли Вы узнать? про меня этот стих! (с)", впрочем, как всегда в яблочко!


и про меня...

Да, хорошая рецензия, потому что ни на что не похожа. А религию можно сделать из любого явления, которое в этом (что из него сделали) совсем не виновато.

Да-да, актерство в любом виде очень неприятно выглядит. Без разницы - в чистом виде театрального действа или же в виде ломачества и кривляния "на каждый день".
Я вот тоже театр не люблю. С детства. Худо мне там. И за актеров - неловко. Взрослые люди, а так ломаются...

Не-ет, это Вы упрощаете ) Актёрство - это просто плохая игра. Конечно, это неприятно, потому что фальшиво.
Потом, я ведь не говорил, что не люблю театр, я просто равнодушен к нему. Но я признаю, что есть замечательные спектакли, которые могут доставить удовольствие и (почти) не повредить душе.

***Там, где у Булгакова (а я потом специально нашёл его текст пьесы в сети, об этом ниже) написано "тихо вскрикивает", сцену потрясает натужный душераздирающий вопль.

Ну, тихо, значит тихо :-). Кстати, вот один из вопросов, который всегда хотелось задать - что значит "тихо вскрикивает"? Это нечто вроде "что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня"? Или обычный оксюморон?

***когда Олег Палыч (Мольер) выскакивает на сцену

А я-то думала, он уже не играет сам... У него вроде как театр-студия была?..

*** Зал взрывается смехом и аплодисментами на выкрик "Чертов поп!"

Вот, у меня стоит диллема - стоит ли Петрусику, которого мы приучаем уважать и любить Церковь читать такого рода вещи (типа "Сказку о попе" Пушкина)?

***А это именно религия, как я понял по прихожанам храма Мельпомены.

Тоже всегда интересовало - как это проявляется? В овациях и апплодисментах?


Попробуйте громко ахнуть (это звук получается на вдохе). Это и будет тихий вскрик, по-моему. Ничего общего с тем "криком раненой волчицы", который я услышал. Табаков в прекрасной форме и играет чрезвычайно хорошо. "Сказку о попе" конечно же надо читать. Только надо деликатно и ненавязчиво приучать дитё отделять мух от котлет.
Религиозность отношения к театру, мне кажется, проявляется не только в овациях - это только одно из многих проявлений. Точно та кже не всегда ставящий в церкви свечку является подлинным христианином. Это особый ритм жизни, который не может не наложить отпечаток на весь образ действий и даже внешность человека. Но особенно сильно это проявляется, конечно, в театральной обстановке, а вне её может быть заметно только пристальному наблюдателю.

А я по-молодости был театралом. Ни одну премьеру в Твери не пропускал(Хотя у нас театров всего два). А вот прийдя в Церковь - как отрезало. Не могу сидеть в театре. Еще по ТВ посмотреть какую-нибудь "нетленку". А в театр... Что-то в душе происходит... какая-то мука, когда вижу лицедейство.

Повторюсь, но мне кажется, что "лицедейство", "актёрство" - суть синонимы плохой игры. Хорошая игра захватывает, заставляет забыть то, что это всего лишь спектакль. Ну, не мне Вам об этом говорить.

Про Олега Палыча очень точно подмечено (сопоставила с рассказами одного доверенного очевидца)...:))

Я его в Фамусове там видел в 96 году. Та ж фигня.

;)
А как Вы отличили прихожан от захожан?

Прихожане явно гордились собой )

давно, много лет не была на драматическом спектакле, а вот в Питере попала на Чехова, "пьесу без названия" у Додина. Первый акт было просто очень хорошо (хотя сначала мне из второго ряда казалось, что ломаются и актерствуют, но чрез 5 минут перестала это замечать - отлично играли), второй послабее, но тоже очень хорошо.

Но это все же редкость. Вот в оперу хожу часто - пусть даже спето-сыграно неидеально, все равно люблю, и именно за театральность.

А пьеска Булгакова просто слабовата. Ну да они во МХАТе и гениального Тартюфа поставить не могли нормально, что с них взять...

У меня был выбор среди мхатовско-булгаковских спектаклей - "кабала", про которую я ничего не знал, или "гвардия", отрывок из которой я видел по ТВ. Увиденое по культурному каналу повергло в культурный шок: просто уровень пионерского утренника.

Странно было бы иначе - слишком велика традиция.
Еще правило Лаодикийского собора, имевшего место в 364 г.: "Не следует лицам священным или клирикам смотреть на какие-либо зрелища, даваемые на браках или на пиршествах, но должно им вставать и уходить до прихода людей, имеющих дать представление".

Правила были подтверждены на соборе, состоявшемся в Карфагене же в 419—426 гг. Одно из правил Карфагенского собора требовало, чтобы актера, принявшего христианство и отказавшегося от своей профессии, никто не смел "снова склонять или принуждать к тем же занятиям". Другое правило требовало: "Детям священников не участвовать в мирских зрелищах и не смотреть на них". Третье запрещало театральные представления в праздничные дни.

Но самым веским аргументом было постановление так называемого пято-шестого вселенского собора, происходившего в конце VII в. и категорически запретившего всем христианам (будь то клирики или миряне) участвовать в театральных представлениях не только в качестве исполнителей, но и в качестве зрителей. Клирики, нарушившие канон, подлежали лишению сана, а миряне — отлучению от церкви.

Разве их кто отменял ?

Толкование Книги правил в силу своего разумения не менее опасно, чем подобное же толкование Священного писания, порождающее множество ересей. Есть довольно много канонов и правил, которые отменены самим временем. Среди таких мертвых правил самыми хрестоматийными стали, пожалуй, запрет мыться в бане с иудеями иил обращаться за медицинской помощью к иудею же врачу.
К тому же, надо просто представлять себе, что представлял из себя античный театр, чтобы избежать соблазна проводить четкую параллель с театром современным.

Ну просто класс! Только не вздумайте сказать об этом театралам. Заклюют. :-))

Борменталь же, подкрепившись, обнаружил склонность к деятельности.
- Ну-с, что же мы с вами предпримем сегодня вечером? - Осведомился он у
Шарикова.
Тот поморгал глазами, ответил:
- В цирк пойдем, лучше всего.
- Каждый день в цирк, - благодушно заметил Филипп Филиппович, - это
довольно скучно, по-моему. Я бы на вашем месте хоть раз в театр сходил.
- В театр я не пойду, - неприязненно отозвался Шариков и перекосил рот.
- Икание за столом отбивает у других аппетит, - машинально сообщил
Борменталь. - Вы меня извините... Почему, собственно, вам не нравится театр?
Шариков посмотрел в пустую рюмку как в бинокль, подумал и оттопырил
губы.
- Да дурака валяние... Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция
одна.


(c)

Имхо, дело тут не в религии, а в том, что 80% идущего на больших сценах плохо. плохо просто тем, что ложно. несовершенно по форме (как по режисуре, так и по актерской игре) и неискренно по содержанию. однако есть, понятное дело, и другие спектакли.
как давнему читателю Вашего журнала, хотелось бы пригласить Вас на один из них. спектакль "Путаница". жанр: наивная сказка. пройдет в небольшом помещении на "Алексеевской".
Показа будет всего два: 29 и 30 октября, в 18-00 и в 17-00.
for more information пишите : pishimote@yandex.ru
Матвей

Не, эти дни у меня заняты.. Но за приглашение спасибо.

«Но главный вывод - театр - не моя религия. Я над этим раньше не задумывался, т.к. не было повода. А это именно религия, как я понял по прихожанам храма Мельпомены.»

Вот именно.

Но главный вывод - театр - не моя религия.
...делать исскуство,в сл. тетр, актерство - не духовное занимание, скорее душевное... на мой взгляд...инагда напоминает страстьи и тогда кому-то становится религия и витесняет из центра жизни Христа. Кому не страсть и занимается исскуством: поздравляю!

Вы не правы

Людовик у Булгакова - вовсе не ничтожество. Он остроумен, изящен, вальяжен и совершенно ненатужно властен. По идее, актер, который может "только себя, любимого" - то, что доктор прописал: Людовик у Мольера - самовлюбленный Король-Солнце. Ну гляньте, как он хорош в этой сцене:



Де Лессак.
Три валета, три короля.

Людовик.
Скажите пожалуйста.

Одноглазый (внезапно).
Виноват, сир. Крапленые карты, помолись!

Придворные оцепенели. Пауза.

Людовик.
Вы пришли ко мне играть краплеными картами?

Де Лессак.
Так точно, ваше величество. Обнищание моего имения...

Людовик (Одноглазому).
Скажите, маркиз, как я должен поступить по карточным правилам в таком
странном случае?

Одноглазый.
Сир, вам надлежит ударить его по физиономии подсвечником. Это
во-первых...

Людовик.
Какое неприятное правило! (Берясь за канделябр.) В этом подсвечнике
фунтов пятнадцать... Я полагаю, легкие бы надо ставить.

Одноглазый.
Разрешите мне.

Людовик.
Нет, не затрудняйтесь. А во-вторых, вы говорите...

Придворные (хором, их взорвало).
Обругать его, как собаку.

Людовик.
А, отлично. Будьте любезны, пошлите за ним, где он?

Придворные бросаются в разные стороны. Голоса:
"Сапожника! Справедливого сапожника требует король!"

(Де Лессаку.) А скажите, как это делается?

Де Лессак.
Ногтем, ваше величество. На дамах, например, я нулики поставил.

Людовик (с любопытством).
А на валетах?

Де Лессак.
Косые крестики, сир.

Людовик.
Чрезвычайно любопытно. А как закон смотрит на эти действия?

Де Лессак (подумав).
Отрицательно, ваше величество.

Людовик (участливо).
И что же вам могут сделать за это?

Де Лессак (подумав).
В тюрьму могут посадить.

Справедливы и сапожник (входит с шумом).
Иду, бегу, лечу, вошел. Вот я. Ваше величество, здравствуйте. Великий
монарх, что произошло? Кого надо обругать?

Людовик.
Справедливый сапожник, вот маркиз сел играть со мной краплеными
картами.

Справедливый сапожник (подавлен, де Лессаку).
Да ты... Да ты что?.. Да ты... спятил, что ли?.. Да за это, при игре в
три листика, на рынке морду бьют. Хорошо я его отделал, государь?

Людовик.
Спасибо.

Справедливый сапожник.
Я яблочко возьму?

Людовик.
Пожалуйста, возьми. Маркиз де Лессак, берите ваш выигрыш.

Де Лессак набивает золотом карманы.

Справедливый сапожник (расстроен).
Ваше величество, да что же это... Да вы смеетесь?!

Людовик (в пространство).
Герцог, если вам не трудно, посадите маркиза де Лессака на один месяц в
тюрьму. Дать ему туда свечку и колоду карт - пусть рисует на ней крестики и
нулики. Затем отправить его в имение - вместе с деньгами. (Де Лессаку.)
Приведите его в порядок. И еще в карты больше не садитесь играть, у меня
предчувствие, что вам не повезет в следующий раз.


Да как сказать...

Я ить потом покопался, поискал материалы по поводу этой пьесы, и выяснил, что Булгаков именно ничтожество и подразумевал, за что спектакль и был запрещен советской цензурой после пятого, кажется, показа. Сам по себе текст, видимо, недостаточно отражает мысль автора. Впрочем, не берусь судить - не моя епархия. В главном, думаю, я не погрешил против истины.

...Там, где у Булгакова (а я потом специально нашёл его текст пьесы в сети, об этом ниже) написано "тихо вскрикивает", сцену потрясает натужный душераздирающий вопль. ...

Как генально описал это сам Булгаков в "Театральном романе"! Если помните сцену репетиции у Ивана Васильевича, когда труппа в истерике металась по сцене, разыгрывая пожар, а автор пьесы пожимал плечами:"А моя героиня всего лишь сказала: 'Смотрите, зарево! ' " :-)


  • 1