Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что об утешении

В продолжение темы, начатой полтора десятка лет назад.
Объясняя надписания на древнехристианских сосудах, Уваров в своей "Христианской символике" пишет что-то не вполне вразумительное:

Refrigerium, в прямом смысле, значит пир или брачный пир (Мф 22:2; Мф 25:10; Апок 19:7), или вообще всякое освежение посредством пищи. Таким образом в Пс 65:12 сказано "...et eduxisti nos in refrigerium" (καὶ ἐξήγαγες ἡμα̃ς εἰς ἀναψυχήν) - в славянском переводе сказано "извел еси ны в покой".

Ну да, покой. Какое освежение пищей?? Учитывая, что ни в одной из приведённых ссылок на Матфея и Апокалипсис нет этого слова (там совсем другое, см. ниже), а других ссылок автор не приводит (т.е. их нет), я делаю вывод, что он своё толкование высосал из пальца. Далее он говорит:

Ещё яснее выражено значение этого слова в 2Тим 1:16, в котором апостол Павел, говоря о гостеприимстве Онисифоровом, упоминает, что он часто освежал его пищею (πολλάκις με ἀνέψυξεν). В этом последнем смысле, латинское слово refrigerium сделалось на надписях символом рая.

Здесь снова приводится греческий текст, не соответствующий толкованию Уварова, и не приводится латинский, который так же, как и прежние, ему не соответствует ещё более очевидным образом. Русский перевод говорит "многократно покоил меня" (славянский "многажды мя упокои") - про еду ни малейшего намёка. Почему человек оказывается так привязан своей идее, не замечая очевидных нестыковок? Впрочем, дальше приводится единственное упоминание этого слова в том значении, которое ему усваивает Уваров:

...Тертуллиан (Апологетик, XXXIX) называет агапы - освежениями ... вследствие чего слова agape и refrigerium получили совершенно одинаковое значение рая.

"В воображении Уварова", я бы добавил. Дело в том, что слово refrigerium имеет значение "утешение", и церковный Устава - Типикон - именно так называет положенную монастырской братии порционную выдачу вина по случаю праздника. Это вполне объясняет, почему слово refrigerium писалось (в доконстантиновскую эпоху) на сосудах, предназначенных для винопития.
Tags: алкоголь, интересно же, историч.справка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments