Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Последний раз о квадратных "нимбах"

Несколько раз касался этой темы прежде, но не все точки расставил.

Настенные росписи римских церквей VII-XI вв. по большей части до сих пор не имеют датировки, хотя они весьма важны для изучения искусства раннего Средневековья. С одной стороны, не хватает чётких документальных свидетельств, с другой стороны – не могут сойтись во мнениях историки искусства. Сначала речь пойдёт о подземной базилике Сан-Клементе. Там много фресок, но лишь на одной изображена современная художнику личность, известная нам и по другим источникам. Так на панно Вознесения присутствует клирик, облаченный в паллиум, с тонзурой на голове и книгой в руках, который по надписи идентифицируется как папа Лев IV (847-855 гг.) Его голову обрамляет квадратный «нимб».

Вознесение, нижний храм в Сан Клементе.jpg

Вот более четкое изображение:

Pope Leo IV in San Clemente, Rome.jpg

С момента открытия этой фрески в 1862 году было принято считать, что квадратный «нимб» указывает на прижизненность изображения. Вся хронология сопутствующей росписи была основана на этом допущении. Соответственно, если предположение неверно, то придётся пересмотреть и хронологию. И уже в следующем веке исследователи таки подвергли сомнению традиционную интерпретацию. Поводом послужило изображение папы Захарии и примицерия Феодота на фреске из часовни свв. Кирика и Иулиты в Санта-Мария-Антиква. На этой композиции представлены восседающая на троне Богородица с младенцем, которую окружают свв. Петр и Павел, Кирик и Иулита, слева за ними папа Римский, который идентифицируется как Захария (741-752), а в правом углу изображен донатор Феодот, с построенной им часовней в руках. Оба – и папа, и донатор, имеют квадратные «нимбы».

Theodotus chapel, S. Maria.jpg

Дело в том, что этот Феодот известен по другим источникам и он не мог занимать свою должность примицерия при жизни папы Захарии, то есть портрет последнего был здесь написан уже после его смерти в 752 году и, соответственно, квадратный «нимб» нуждается в другой интерпретации. (Наши исследователи датировали часовню между 755 и 767 гг.)

Были и другие учёные, сомневавшиеся относительно традиционной трактовки квадратного «нимба». Никто из них не поддерживал идею обязательного обозначения прижизненности. Одни полагали, что он служит лишь знаком отличия тех, кто достоин чести, но еще не достиг святости, другие считали, что через него подчёркивается портретный характер изображения. Истоки последнего предположения лежат в египетской погребальной портретной живописи (вспоминаем «фаюмский портрет»). Именно в том же географическом регионе он впервые появился в христианском контексте, причем наиболее документально подтвержденными примерами являются портреты жертвователей VI века в мозаике апсиды церкви Святой Екатерины на горе Синай.

Синай.jpg

Внимание на крайние изображение справа и слева - кое-как квадратики различимы.

Тут надо заметить, что это в позднее Средневековье квадратные «нимбы» упоминаются как отличие персоны, достойной почести, но не возвысившейся до святости. Только ведь то, что справедливо для иконографии XIII века, не обязательно относится к раннему Средневековью. В тексте IX века, где говорится об изображении Григория Великого, подразумевается не сакральное обрамление («non coronam»), а панель с настоящим портретом Григория на ней («tabulae similitudinem, quod viventis insigne est»). В ту же пользу говорит вид других квадратных «ореолов», сохранившихся с IX века. Они показаны с рамкой на каждой стороне, придавая трехмерность изображению деревянной панели.

В общем, можно остановиться на том, что (намерение указать на) портретное сходство изображения с оригиналом не обязательно указывает на прижизненность изображения и, хотя квадратный «нимб» совсем необязательно означает, что человек был жив, он безусловно подразумевает портретность изображения.

Это вкратце, а если кому интересны подробности, то см. John Osborne, "The Portrait of Pope Leo IV in San Clemente, Rome: a Reexamination of the so-called ‘Square’ Nimbus, in Medieval Art"
Tags: нимбы
Subscribe

Posts from This Journal “нимбы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments