Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Кое-что о Спасе Нерукотворном

Портрет Христа из Эдессы, чудесным образом изготовленный для Авгаря Черного, царя Осроены, многими был воспринят как истинный образ (Vera Iconа) Христа - бородатого, длинноволосого, темноликого, и стал одним из самых почитаемых. Его происхождение покрыто тайной. Сам образ и письмо Авгарю вместе с лампой, горевшей пред ними несколько веков, были найдены замурованными в нише над городскими воротами в 544 году, после того, как епископу Эдессы о них было открыто во сне в то самое время, когда на город напали персы. Но благодаря заступничеству иконы персы сняли осаду и город был спасён.

Мандилион.jpg

По всей видимости, народ Сирии больше почитал письмо, нежели образ. О письме говорится в других преданиях, и над воротами городов старались размещать именно его списки. В V-VI вв. копии письма помещали не только над городскими воротами, но и над дверями гробниц в Сирии, Малой Азии и Македонии. В Сирии икону копировать не пытались, зато были другие её версии, известные как "Плат Вероники" или обретение в Камулиане - истории "Нерукотворного образа" Христова, доставленного в 574 г. из Каппадокии в Константинополь, где его почитали как залог безопасности города. Скорее всего икона была уничтожена во время иконоборческого кризиса. Другая версия говорит о Керамидионе, отпечатке лика Христова на куске черепицы, перенесённом из Иераполиса Эмесского в Константинополь императором Никифором Фокой в 968 г.

Ancha_Icon_of_the_Savior_(Art_Museum_of_Georgia,_Tbilisi).jpg

Грузины считают, что это и есть тот самый "Спас на чрепии", потому что он хранится у них.

Изображение из Эдессы, известное как Мандилион, поскольку помещалось оно на плате (μανδύη - убрус, мантия), было перенесено в Константинополь в 944 г., и возможно, что именно к этому времени относится хранящаяся в Синайском монастыре известная икона с царём Авгарем, держащим плат.

Анания и Авгарь.jpg

Византийцы почти не уделяли внимания письму Христа и всё почитание сосредоточили на образе. Несмотря на внимание к византийскому наследию, похоже, никому не пришло в голову, что источником подобного почитания могла быть традиция апотропеического изображения головы Горгоны над городскими воротами, шедшая с языческих времён.

Sousse_mosaic_Gorgon_03.JPG

(John Beckwith, Early Christian and Byzantine Art)
Tags: бывают странные сближенья, иконы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments