Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что о петухах

Как-то я заморочился, почему такая малозначимая с точки зрения современной иконографии фигура, как петух, прокукарекавший прежде Петрова отречения, отображена на Брешианской ставротеке аж дважды, как Распутин, который, как известно всем, выжившим в 90-е, был "дважды изобра́жен на бутылке" ради ея подлинности.

Петя, Петр, Петушок.jpg

Здесь (не в масштабе) соединены фрагменты разных сторон ставротеки, о которой можно прочитать отдельно.

Оказывается, это не совсем случайность, потому что петух на колонне и прежде существовал в искусстве как самостоятельный элемент, но самое интересное, что он оказался одним из заимствований, которые христианские мастера сделали из языческой культуры, наделив, по обыкновению, старые символы новым смыслом.



Строго говоря, "отречением Петра" можно называть только такие сюжеты, как на Брешианской ставротеке. Там служанка тычет в Петра, а он уходит в несознанку. Но чтобы не мудрить, отречением называют и сюжет с пророчеством Иисуса о грядущем отречении, как на фрагменте деревянных дверей базилики Санта-Сабина в Риме (вверху) или на мозаике в Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне (внизу).

Петр с петухом.jpg



Фрагмент известнейшего саркофага Юния Басса, музеи Ватикана.

Самые первые изображения петухов на колоннах нам известны по т.н. панафинейским амфорам. В VI в. до н.э. афинский тиран Писистрат учредил (или возродил, до конца неясно) летние спортивные состязания, ставшие дико популярными. Для участия в них приезжали из самых дальних греческих колоний, будь то Италия или Северная Африка. Победители награждались амфорами с изображением Афины, которую фланкирует пара петухов на колоннах.

Панафинейская амфора.jpg

ПанАмф 1.jpg

ПанАмф 2.jpg

ПанАмф 3.jpg

ПанАмф 4.jpg

Благодаря раскопкам найдено довольно много таких амфор, но вряд ли именно они стали прототипом наших изображений, потому что ещё за триста лет до Рождества Христова об этих амфорах уже прочно забыли - на смену им пришли металлические сосуды, от которых происходят нынешние спортивные кубки, и нам неизвестно, чтобы на них изображались петухи.

Почему рядом с Афиной изображали именно петухов, а не сов (всё-таки, именно сова считалась атрибутом богини), мы тоже не знаем. Догадок масса, но они навсегда останутся только догадками. Известна ещё пара спорадических изображений таких петухов на греческой керамике, но все сходятся на том, что они вторичны по отношению к панафинейским амфорам. Вообще же изображение той или иной птицы верхом на колонне встречалось и раньше в самых разных местностях и культурах, давая повод считать эти изображения священными и связанными с определёнными культами, но мы тут о петухах.



Фрагмент вотивного рельефа Меркурия. В утраченной руке у покровителя всех, кто хочет хорошо жить и потому вертится, кошель с деньгами, чуть не придавивший петушка.

Более очевидная ниточка тянется из Франции, вернее, Галлии, которая оказала очень сильное влияние на христианскую культуру в III-V вв. н.э. Дело даже не в том, что по-латински галл - это не только житель Галлии, но и петух (это римляне так прозвали рыжих кельтов), просто в Римской Галлии был особо развит культ Меркурия (часто его соединяли с культом императора). А петух - это такой же атрибут Меркурия, как сова у Афины или орёл у Зевса. На священных изображениях петух часто стоял при ноге Меркурия точно так же, как впоследствии у ног Петра. Но что более важно, иногда он изображался сидящим на колонне.

Гермес с петухом.jpg

Серебряная па́тера - блюдо для ритуальных возлияний. Найдена во Франции двести лет назад и хранится в Парижской национальной библиотеке. Меркурий и те же.

Ещё на территории современной Франции найдено большое количество античных керамических изображений петуха (на возвышении и без), которые предназначались для вотивных подношений, равно и формочек для их изготовления. Есть античные бронзовые петухи-одиночки на колоннах в Лувре, но их изображений мне найти не удалось. Интересна история о порфировой колонне с бронзовым петухом на ней, которая долгое время стояла в Латеране (по описаниям не вполне понятно - внутри базилики или только снаружи, перед ней). Она была утрачена ещё в Средние века, и священноначалие не питало иллюзий относительно её языческого происхождения, держало только как красивую вещицу, но народ быстро сочинил ей историю, что именно к этой колонне был привязан Спаситель, когда Его бичевали. Может, поэтому её куда-то и убрали, чтоб людей не будоражить.



Фрагмент саркофага №174 из Латеранского музея.

Колонна, на которой восседал петух, и вправду довольно скоро стала ассоциироваться со столбом бичевания, сейчас это вполне общее представление.

Христос в темнице.jpg

В заключение ещё можно вспомнить занимательную версию происхождения одной популярной формы флюгера. Самое первое известие о флюгере в форме петуха доносит нам историк Санкт-Галленского монастыря (Швейцария) Эккехард в своей хронике, написанной в самом начале второго тысячелетия. Он рассказывает историю разграбления аббатства венграми в 925 году, когда пара захватчиков попыталась добраться до такого флюгера, украшавшего один из шпилей собора в честь свв. Петра и Павла. Грабители решили, что петух из чистого золота и полезли за ним, один из них упал и разбился о землю. Так вот существует предположение, что на светские постройки петух уселся позже, а изначально его помещали на башенках церквей, посвященных апостолу Петру. Да, Пруденций ещё в 405 г. ассоциировал петуха со Христом, пробуждающим нас к жизни, но даже он упоминал птицу в связи с историей отречения Петра. Такие дела.

Tags: античность, артефакты, детали
Subscribe

Posts from This Journal “античность” Tag

  • Кое-что о хризме

    Мало кто знает, но монограмма «Хи-Ро» из двух греческих букв, именуемая хризмой и обозначающая Имя Христово, гораздо старше самого христианства. В…

  • Кое-что об этимасии

    Или вот ещё пример, когда богословие оказывается в роли телеги впереди лошади. Этимасия - это от греч.слова "готовность", по-русски обычно называется…

  • Кое-что о Мелеагре

    Как недавно стало известно, считавшееся копией Рубенса полотно "Положение во гроб", оказалось подлинником. Сюжетную сцену "Положение во гроб"…

  • Кое-что о проклятиях

    Как правильно проклинать? Спросите у древних, древние знали в этом толк. Письменные послания на тот свет хорошо известны нашей христианской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments