Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Брешианская ставротека

В старой литературе ещё упоминается как Брешианская липсанотека. То есть нынешнее общепринятое название подразумевает, что в реликварии хранилась часть Крестного Древа (по греч. ставро́с - крест), прежнее говорит о том, что хранились частицы разных мощей (ли́псана - мощи). Ну, вообще одно другому не мешает.
Я столкнулся с тем, что на русском языке в сети до настоящего момента не было достаточной информации об этом артефакте, собранной воедино (может, плохо искал), а она довольно важна для каждого, кто интересуется древне-христианским искусством: ссылаются на ставротеку все искусствоведы, её касаются все публикации по данной теме, поэтому вот вам.
Брешианская ставротека представляет собой шкатулку из слоновой кости 32х25 и 22 см в высоту. Хранится в музее Санта Джулиа в Брешии (Италия), отсюда название. Как туда попала - толком никто не знает. Вероятно, последний ломбардский король Дезидерий передал её монастырю (в котором сейчас музей) в середине VIII столетия. В монастыре на шкатулку надели серебряный замок и положили внутрь какую-то святыню, связанную с событием Воскресения Христова (камень с Гроба Господня? - неизвестно), потому что согласно записям, её торжественно задействовали в пасхальном богослужении.

Lipsanoteca_di_Brescia.jpg

Основные сюжеты повторяют типичные погребальные темы, известные по саркофагам, гробницам и катакомбам. Главное достоинство ставротеки — высочайший уровень мастерства исполнения и прекрасная сохранность.

Есть теория, согласно которой ларец изготовили в Милане в 386 году, то есть, теоретически, его мог держать в руках св.Амвросий Медиоланский. Соответственно, есть вероятность, что изначально внутри хранились мощи мчч. Гервасия и Протасия, останки которых Амвросий в это время обрёл. "Но это неточно".

Это крайне занимательная история, послушайте: в то время Милан был столицей Западной римской империи, в нем находился император Валентиниан II и его двор. Император покровительствовал арианам и пытался давить на православных, во главе которых стоял Амвросий. В том году императорская гвардия попробовала вытурить ортодоксов из главного храма, возник серьёзный конфликт. Тогда Амвросия очень удачно посетило видение, из которого он узнал, где погребены останки местных мучеников Гервасия и Протасия. Было организовано их торжественное обретение, состоялось несколько чудес, перед лицом которых императору со своими арианами пришлось умыться, и православие восторжествовало. Теперь перейдём от истории объекта к объекту истории.

Lipsanoteca_di_Brescia_(coperchio).jpg

Крышка - самая важная смысловая часть иконографического ряда: Страсти Христовы.

На фризе птицы небесные: не жнут, не сеют. Между ними, по всей видимости, декоративная драпировка. Или сеть для ловли бездельниц, не знаю - это не моя идея.

В верхнем ряду три сцены: Иисус в Гефсиманском саду, обозначенном двумя деревьями. А вот Он стоит перед стражей, пришедшей Его арестовывать. Теперь оцените фигу в кармане: геральдические знаки на щитах стражников принадлежат императорской гвардии Валентиниана II. Той самой, что щемила в 386 году православных. По этим знакам, собственно, историю реликвария и размотали. Потом идёт отречение Петра - служанка тычет в него, он уходит в несознанку, петух иронично выжидает, всё как положено.

В нижнем ряду Иисус сначала перед Анной и Каиафой, потом перед Понтием Пилатом, умывающим руки.

Lipsanoteca_di_Brescia_(fronte).jpg

Передняя часть с тем самым замочком, который приделали в VIII веке. Приделали ещё и петли, но они не сохранились.

На фризе, являющимся торцом крышки, медальоны верхнего ряда с Иисусом посредине, предположительно Петром и Павлом по сторонам, другие святые неизвестны, но по логике должны быть апостолами. Забегая вперёд, скажем, что помимо Иисуса будет всего шестнадцать таких медальонов, то есть, возможно, 12 апостолов с Павлом вместо Иуды плюс четверо евангелистов.

Верхний ряд, с замком посредине: слева кит глотает Иону, справа кит блюёт Ионой (выражение славянское, претензии не принимаются). Кит довольно странной формы, скорее морской змей, но так оно и есть: китом он называется лишь в некоторых переводах, а так-то он «большая рыба» или «морской зверь».

Центральный ряд: слева исцеление кровоточивой, в центре Иисус читает в назаретской синагоге пророка Исаию (Лк 4:16-21), справа иллюстрация проповеди о Добром Пастыре (Ин 10:9-16). Хорошо виден волк, убегающий при его виде наемник, овцы в безопасной ограде и стоящий на входе Иисус: "Аз есмь дверь". Фланкируют центральный ряд рыба и петух. Рыба молчит, петух кричит следит, все при деле. Почему христианский символ (рыба) так странно выглядит, зачем её повесили? Может быть, аллюзия на висящего на Крестном Древе Христа, но, скорее, просто издержки профессионализма: чтобы вписать рыбу в вертикальное поле, резчик взял за образец классический римский рыбный натюрморт. Ровно такая же история с петухом. Вообще петух верхом на круглой или квадратной колонне - это самостоятельный декоративный элемент римского искусства с очень давней замысловатой историей. Но он прописался в искусстве христианском именно в связи с историей отречения Петра.

Нижний ряд иллюстрирует 13-14 главы книги пророка Даниила. Старцы подглядывают за Сусанной в саду. Они посходили с ума от похоти и потому "прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть ее". (Надо понимать, что "старцы" - это не возрастное, а социальное определение, всё равно что старейшины, чиновные лица). Когда у них ничего не выгорело, они повели Сусанну на суд – это следующая сцена. Справа спасший Сусанну от оговора Даниил в рове со львами. Вы можете задаться естественным вопросом: а при чем здесь, собственно, Сусанна и её история? Объясняю: в Древней церкви, которая была чрезвычайно озабочена наделением Ветхого Завета новозаветными смыслами, сюжет оговора, преследования и оправдания Сусанны интерпретировался как прообраз гонений на церковь.

Пара сюжетов на этой стороне шкатулки являются темой погребальной молитвы из латинского обряда, известной как раз где-то с III в.н.э. Она называется Commendatio Animae - "Предание Души (Господу)". Рефреном в ней повторяется (12 раз) прошение об освобождении человеческой души, якоже Иона некогда бысть свобожден из чрева китова, а Даниил из рова львинаго (поминалось также избавление Ноя от потопа, отроков из вавилонской пещи, Иова от страданий, Исаака от жертвенного заклания и т.д.)

Lipsanoteca_di_Brescia_(lato_dx).jpg

Правая сторона реликвария имеет утерянный фрагмент.

На фризе всё те же.

Верхний ряд: Моисей разувается на горе Хорив, обращённая к нему десница обозначает, что с ним говорит Бог (Исх 3:5). Посредине смерть семи мучеников Маккавейских (2 Макк 7). Справа Моисей получает таблицы Закона; так говорят, но я не уверен. Что тематически объединяет эти сюжеты, мне не вполне понятно.

Центральный ряд: исцеление слепорожденного и воскрешение Лазаря посредством волшебной палочки. Без шуток, это подлинная генеалогия атрибута этих ваших магов-чародеев. Данным предметом пользовались античные целители. Палочка могла оформляться как жезл или скипетр, но основой имела деревянный прутик. Взятый от живого дерева, он как бы сообщает жизненную силу земли, из которой всё произрастает. Видимо, как атрибут жизни и поставлено дерево слева от центрального ряда. А справа весы на гвоздике. Зачем они тут, не знаю. Рыбу взвешивать, наверное.

Нижний ряд: Иаков и Рахиль у колодца. Слева овцы, которых Иаков пас, чтобы выслужить право на руку Рахили, справа борьба Иакова с Ангелом, который за Бога, в самом углу Лестница из видения Иакова со шныряющим по ней Ангелом.

Lipsanoteca_di_Brescia_(lato_sx).jpg

Противоположная, левая сторона.

На фризе медальоны с апостолами.
Верхний ряд посвящён нечестивцам: Давид с пращой и Голиаф в свободном падении - "камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю". Смерть человека Божия, который ослушался Бога: "И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела" (3 Цар 13). Иеровоам служит золотым тельцам в Вефиле: "и подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение" (3 Цар 12:25-33).
Центральный ряд полностью занят сценой воскрешения дочери Иаира. Справа группа плакальщиц, внезапно оказавшихся не у дел. Фланкируют изображение крест и светильник: масляная лампа на подставке. Заметим, какое скромное место занимает главный символ христианства. А почему? Потому что он далеко не сразу занял своё высокое положение, и впервые стал умеренно появляться в росписи катакомб, с которыми ставротека перекликается своими изображениями.
В нижнем ряду опять сплошное нечестие - евреи служат золотому тельцу, жрут и веселятся по этому поводу: "принесли всесожжения и привели жертвы мирные, и сел народ есть и пить, а после встал играть" (Исх 32:1-6).

Lipsanoteca_di_Brescia_(retro).jpg

Задняя стенка реликвария.

По краю крышки так же пущены то ли евангелисты, то ли какие-то избранные святые - это навсегда останется предположением. Между крышкой и боковой стенкой видны следы от бывших там петель VIII века.

В верхнем ряду опять Сусанна с молитвенно воздетыми руками: "около полудня Сусанна входила в сад своего мужа для прогулки". От полуденного зноя прячется под тыквой Иона: "И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень" (Иов 4:6) - да, здесь просто "растение", в латинском переводе какой-то плющ, но в греческом и славянском текстах именно тыква. Справа Даниил кормит змея: "взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся". Слова "дракон" (в греч. и лат. переводах) и "змей" (в славянском) до известной степени синонимичны. Художник изобразил змея в привычном каноне типа жезла Асклепия, поэтому некоторые ошибочно принимают героев этой сцены за Моисея и медного змия.

Центральный ряд особенно интересен. Сцена слева интерпретируется то как призвание Петра и Андрея, потому что дело было на берегу, а тут видна вода у подножия фигур. Тогда одна из фигур принадлежала бы Петру, а она внешне не соответствует изображению Петра по соседству. То её считают Преображением, потому что сверху слышен глас Божий (пресловутый жест оратора). Допустим, что фланкируют Иисуса Илия и Моисей, но тогда при чём здесь вода. Я бы предположил, что это беседа по дороге в Эммаус. А почему десница сверху, где в той истории глас Божий? Если шкатулка создавалась в период острого противостояния с арианами, то десница может показывать, что в лице воскресшего Иисуса с Лукой и Клеопой говорил Сам Бог, а не тварный человек. Правда, наличие воды под ногами эта версия тоже не объясняет.

Далее идёт иллюстрация отрывка из пятой главы Деяний. У ног Петра мешок денег, принесённых Ананией. Мёртвого Ананию уже выносят. Его жена Сапфира ещё ничего не подозревает и настаивает, будто муж сдал в кассу все деньги без остатка. Обратите внимание на то, как несут Ананию. Конечно же, это погребение Мелеагра. Резчик снова следует хорошо ему известному ещё дохристианскому канону. Справа повесился Иуда, у которого тоже вышла некрасивая история с деньгами, слева символическое изображение Иерусалима: в конце концов главный сюжет относится к основанию Иерусалимской церкви, а меня ещё греет идея, что если там и правда беседа по дороге в Эммаус, то вышли-то путники именно из Иерусалима. Они вышли из него и Иисус-то собирался идти дальше, в Эммаусе его задержали спутники. А дальше — это дорога к морю (см.карту). Может, вода у подножия фигур — это море, в направлении которого они шли из Иерусалима? Ой не знаю.

Нижний ряд сплошь иллюстрирует вторую главу Исхода. Обретение Моисея: "И вышла дочь фараонова на реку мыться, ...увидела корзинку среди тростника ... открыла и увидела младенца". Моисей с криком "кия!" совершает непреднамеренное убийство египтянина. Пир в доме будущего тестя - Иофора: "позовите его, и пусть он ест хлеб". Кажется, там не только хлеб, но и курочка! Расслабленная поза Моисея как бы иллюстрирует слова "Моисею понравилось жить у сего человека".

Что ещё? В XIX веке ставротека была разобрана на части и экспонировалась в разобранном виде до 1928 года, когда их соединили по-прежнему. Выложенные крестиком костяные пластинки показывали в таком виде:

Brescia_Casket_before_1928.jpg

В итоге мы увидели работу очень хорошего мастера, творившего в историческую эпоху, когда христианский иконографический канон ещё не был сформирован, и художнику приходилось опираться на опыт прежней, языческой традиции. Отсюда безбородые пророки, юный Иисус, местами невнятные сюжеты. При знакомстве с древнехристианским искусством невозможно пройти мимо Брешианской ставротеки, так что я рад, если был чем-то полезен.
Tags: артефакты
Subscribe

Posts from This Journal “артефакты” Tag

  • Кое-что о петухах

    Как-то я заморочился, почему такая малозначимая с точки зрения современной иконографии фигура, как петух, прокукарекавший прежде Петрова отречения,…

  • Как это делалось в Солуни

    Вот ещё одна липсанотека, совсем простенькая, IX века, из музея в Салониках. Липсанотека, напомню, это реликварий - ковчежец с мощами святых. По…

  • Кое-что о Мелеагре

    Как недавно стало известно, считавшееся копией Рубенса полотно "Положение во гроб", оказалось подлинником. Сюжетную сцену "Положение во гроб"…

  • Что означают змеи на архиерейском жезле. Часть 4

    Наконец, нужно сказать о самом главном прототипе посоха - жезле вестника древних богов. Как вы понимаете, речь о кадуцее, который является привычным…

  • Что означают змеи на архиерейском жезле. Часть 3

    Есть ещё три версии. Одна из змей означает Иисуса Христа. Представьте, некоторые искусствоведы даже до такого договорились. А вторая,…

  • Что означают змеи на архиерейском жезле. Часть 2

    Мне попалась англоязычная статья, где автор пытался на одном примере показать, будто в западной церковной традиции тоже был пастырский жезл о двух…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments