Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Праздники, которых не было: Введение во храм

Праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы был установлен не ранее VIII столетия, а попал в число самых важных, двунадесятых праздников, ещё через полтыщи лет, в XIII веке. Суть праздника в том, что маленькую деву Марию родители сдают в интернат для девочек при Иерусалимском храме. Празднуемое событие описано в апокрифическом Протоевангелии Иакова.
Это "благовестие" было сочинено относительно рано, во второй половине II века, и посвящено событиям предъевангельской истории, отсюда его название "протоевангелия". Автор был абсолютно незнаком с реалиями иудейского мира времён Рождества Христова, поэтому у него там сплошные фантазии и ляпы, так что в V веке книга наконец-то попала в список запрещённых. Ну то есть вдумайтесь: были и другие апокрифические тексты, они жили своей жизнью на периферии церковного официоза, всегда пользовались популярностью у простых людей, оказывали определенное воздействие на церковное искусство, хотя и в них тоже, конечно, хватало всякой бредятины. Но как нужно было отличиться, чтобы угодить под запрет!

Занятно, что под запрет оно угодило у латынян в V веке, хотя на латынь было переведено только в XVI-м. Просто в первые века, когда культурные связи с Востоком были ещё тесны, на Западе многие умели читать по-гречески. В Западной церкви праздник появился столетием позже, чем у Восточной. На его возникновение повлиял не только пример греков, но и собственный, латинский текст Евангелия псевдо-Матфея, написанного по мотивам эллинского псевдо-Иакова. Я бы не исключил, что самой причиной появления версии "Матфея" в VI-VII вв. был запрет бестселлера "Иакова" в V-м, обходить запреты умели всегда.

Введение во храм Пресвятыя Богородицы.jpg

В православной иконографии маленькая Мария традиционно изображается в мафории, то есть одетая как взрослая замужняя женщина, что продолжает традицию пренебрежения исторической реальностью, но соответствует тексту псевдо-Матфея: "В три года она ... не походила на младенца, а казалась уже взрослой и исполненной лет."

Что касается нашей темы, то автор придумал некий институт дев, занимающихся пряжей при храме Соломонове, обеты девства и т.п. Конечно же это заимствовано из языческой культуры с их жрицами-весталками, а для иудеев обет девства был нонсенсом, потому что он бы нарушал заповедь плодиться и размножаться, и вытекающая из него бездетность была проклятием, помимо прочего потому, что все ждали Мессию, которого могла родить каждая женщина из колена Давидова, и если бы кто отказался от брака и родов под предлогом сохранения девственной чистоты, это вызвало бы, мягко говоря, непонимание.

Вряд ли кто из вас слышал (это не очень популярное знание), но число 15 считается богородичным. Я об этом тоже знаю только из книжек, и на практике это может выражаться разве что в том, что кто-то повесит над успенской плащаницей или богородичной иконой пятнадцать лампад. Ну, а что ещё можно придумать к этой искусственной сакрализации пятнашки? И пришло это число оттуда же: согласно повествованию псевдо-Матфея маленькая Маша сама, без оглядки и помощи взрослых, бегом преодолела 15 ступеней храма. К чему обязывает это знание? Правильно, ни к чему, так просто к слову пришлось.

Чима да Конельяно, 1496-97.jpg

Тинторетто, 1555.jpg

Ни на одной каноничной иконе Введения вы не насчитаете пятнадцати ступенек. А вот у итальянских художников - пожалуйста.


А, да. Были ещё так называемые «пятнадцать радостей Богородицы» — что-то там надёргали из разных источников и скомпилировали позднесредневековые умники. Это настолько вымученно, что и говорить не стоит.

Что вызывает недоумение? Можно понять социумы, которые придумывают для своей истории небывалые события, чтобы потом их пышно праздновать и превозноситься от сознания собственной неимоверности. Это случается даже с государствами (или в основном с государствами), если есть ощутимый дефицит героических свершений, а на чём-то патриотизм воспитывать надо. Тогда мелкие стычки подаются историками как судьбоносные сражения, поражения оборачиваются победами, случайные персонажи делаются национальными лидерами, а то и вовсе творится миф с чистого листа.

Но зачем этим заниматься Православной Церкви, у которой и так в достатке обретаются свои герои и свои победы? Впрочем, теперь уже поздно отыгрывать назад, да и никто не станет этим заниматься, себе дороже выйдет. С праздником, в общем.
Tags: праздники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments