Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что о проблеме "квадратных нимбов"

Есть такая идея, что квадратные нимбы изображались при живых на момент создания изображения людях, которых хотели таким образом почтить. При этом принято ссылаться на мозаики Santa Prassede в Риме и Базилику св. Димитрия в Салониках. В первом случае мы имеем что-то вроде этого:



Ночной мужик Папа Пасхалий I на фоне окна.

Во втором случае это:



Вмч. Димитрий с префектом Леонтием и архиеп. Иоанном, сделавшими ему красиво. Там сзади стена с зубцами или что-то вроде того. Драпировка (здесь на "зубцах") обычно обозначает интерьер (чтобы отличать от экстерьера). А что означает драпировка на "нимбах"??

Был такой деятель в первой половине XIX века, француз Дидрон. Он делал первые шаги на ниве такой дисциплины, как церковная археология, и мог вещать многое от ветра главы своея, не ссылаясь на источники (подход мне нравится). Но, честно говоря, мне неизвестно больше ни о ком, кто бы всерьёз аргументированно говорил о квадратных нимбах. Обычно это просто отсылки к Дидрону.

И у меня возникает вопрос: могу ли и я всерьёз говорить о квадратных нимбах, не боясь прослыть эксцентриком? На кого бы мне тогда сослаться?
Tags: иконы, нимбы
Subscribe

  • (no subject)

    Если не знать заранее, то сколько ни вглядывайся, всё равно невозможно понять, что это за здание. А здание хорошо известно всем, кто там бывал. Так…

  • (no subject)

    Обеспокоенность католического архиерея вызывает и то, что пандемия задела церковную жизнь на базовом уровне: возможность совершать богослужения была…

  • В этот день 15 лет назад

    Вот сейчас читаю, что ты там 15-20-25 лет назад понакупал. Как один из примеров, мне тогда византинистика была вот вообще никак, меня больше занимала…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments