
Кирпичи, как оказалось, бывшие в употреблении, это не первая постройка из них, а здание ушло в землю на три метра. Сейчас мы можем видеть только два баптистерия в Равенне: этот (православный, им.тов.Неона) и другой (арианский, а потом тоже православный, ессно). Но их там было больше, минимум ещё три.
В IV-V вв., когда это всё в основном строилось, народ предпочитал сначала пожить в своё удовольствие, а креститься уже ближе к концу жизненного пути. Наиболее сознательные граждане желали прожить в качестве христиан подольше, но всё равно крестились лишь во взрослом состоянии: все литургические тексты той эпохи говорят о крещении взрослых, а не младенцев. Таинство крещения совершалось только раз в год перед Пасхой. Потом стали крестить ещё на Богоявление, а потом перестали заморачиваться насчёт чисел и крестили, когда придётся, уж слишком много развелось христиан. А пока нас было немного, каждое крещение возглавлял епископ. Он и ноги всем мыл, и маслом мазал, и руки возлагал (сейчас вместо возложения рук существует миропомазание); нынче ни одного нормального архиерея на такой трудовой подвиг не подбить.
Подобное мероприятие требовало отдельного здания рядом с кафедральным собором (где служит епископ), потому что согласно чину все новокрещённые идут на литургию причащаться. Логика очевидна: с одной стороны, не имеет смысла устраивать бассейн в самом соборе ради службы, которая совершается раз в году. С другой стороны, бассейн нужен, и нужен где-то рядом с собором. Их так и устраивали сначала - во внешнем дворике-атриуме (где бассейн и был в каждом приличном доме, только во внутреннем дворике), а потом удобства ради (вдруг дождь, холод, голод и всё такое) быстро сообразили накрывать крышей и ставить отдельно, чтоб не мешалось весь остальной год.
Но каким должно быть здание? Сам чин требовал небольшого помещения (зашёл, крестился, вышел, следующий), чтоб всё компактненько и под рукой. Их такими и делали: круглыми, квадратными, многоугольными, с купелью посредине. И вот мы, наконец, вышли к теме много- восьмиугольника.