Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что о баптистерии Неона

При описании баптистерия православных в Равенне авторы обычно тратят весь порох на подробности мозаик первых трёх ярусов, и совершенно обходят вниманием самый нижний ярус, а там в четырёх арках выложены примечательные письмена. Авторов можно понять, потому что действительно есть о чём поговорить, пока шаришь глазами по куполу, и зритель (читатель) оказывается так перегружен впечатлениями и информацией, что нижний этаж баптистерия оглядывает довольно бегло и вопросов не задаёт.

Буду краток и не стану приводить все четыре текста целиком на языке оригинала и в переводе, это действительно лишнее на таком популярном уровне изложения. Достаточно знать, что два отрывка взяты из Псалтири и два из Евангелия. Евангельские повествуют о хождении Петра по воде и омовении ног учеников. Люди входили в крещальную купель (там по пояс даже если налить до краёв), как и Петр ходил по волнам. И умовение ног епископом было частью древнего чина крещения.

Баптистерий православных 1.jpg

Отрывок о хождении по воде, причём это не точная цитата, а краткий пересказ.

Отрывки из Псалтири тоже касаются водной темы. "На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя" (Пс 22:2).

Баптистерий православных 2.jpg

Воспитание здесь не при чём, конечно, это неудачный перевод. (Как педагог в оригинале это не воспитатель, а детоводитель). "(Господь) покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим".

Совершенно логично, что именно в баптистерии вокруг водной купели приведены тексты, где вода поминается в каком-то важном значении. Но второй псаломский отрывок вдруг ничего о воде не говорит! Смотрим текст: "Блажени ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси" - Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! (Пс 31:1). Что за фигня? Где про воду-то? А этот Псалом, люди добрые, читается при совершении таинства крещения как минимум с IV века и доныне. Вы его обычно не слышите, потому что орёт младенец, которого только что достали из купели и отдали восприемнику. А всё его содержание сводится к первой строчке: как мы знаем, в крещении человек очищается от всех прежде бывших грехов.

Последний вопрос тогда: а что это за закорючки посреди каждого текста? Это монограммы трёх епископов Равенны, занимавших её кафедру в 449-458 гг. (Петр Хрисолог, рис.1), в 546-556 (Максимиан - тот суровый дядя на мозаике рядом с Юстинианом, рис.2), и в V веке (точные даты неизвестны) Неон - тот самый епископ, который украсил настоящий баптистерий мозаиками и в чью честь он назван: баптистерий Неона. Надписание с его вензелем я взял из чужого журнала, по клику можно посмотреть много других хороших фотографий.

Tags: равенна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments