Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Кое-что об этимасии

Или вот ещё пример, когда богословие оказывается в роли телеги впереди лошади. Этимасия - это от греч.слова "готовность", по-русски обычно называется "престол уготованный". Традиционно это символическое изображение престола, приготовленного для Второго Пришествия Господня, когда Иисус во славе Своей приидет и, стало быть, воссядет. Ну там судить всех, царствовать, всё такое. Отсюда понятно, почему седалище с подушечкой, почему Евангелие и даже крест, пожалуй. Но откуда там орудия страстей?? А ведь они являются обязательным атрибутом этимасии.


Этимасия икона.jpg Этимасия фреска.jpg Этимасия мозаика.jpg

Икона, фреска и мозаика.

Само изображение возникло в поздней античности и довольно быстро нашло своё место среди других символических изображений, которых в Древней церкви было не в пример как больше, нежели в нынешней. Но фишка в том, что изначально это изображение вовсе не было символическим. Оно тупо изображало то, что видели все паломники на Страстной седмице в Иерусалиме.
Старые тексты святых и не очень отцов рассказывают, что в храме Гроба Господня первой, т.н. константиновской постройки, вокруг кувуклии было подобие галереи, где в каждой экседре (так называются полукруглые ниши-углубления в стене) на особых возвышениях (престолах; ну, чисто технически, покрой красивой тканью табуретку - получится такой себе престол) выставлялись для поклонения орудия страстей Господних. Понятно, что это были не оригинальные артефакты, но простецы об этом не догадывались, а авторы инсталляций особо не распространялись - а смысл? Ну образы орудий страстей, ну какая разница, если почитание образа восходит к первообразу, так?
Так или иначе, зрелище производило должное впечатление и, в силу отсутствия инстаграмма, народ на различных поверхностях (бумаге, дереве и штукатурке) запечатлевал увиденное вручную всеми доступными способами - рисовал, записывал, выкладывал мозаику и вырезал в камне.
Однако в самом Иерусалиме что-то поменялось, там нашли другие способы воздействия на воображение молитвенников (заменив инсталляцию перформансом, евпочя), и память о прежних выставках поистёрлась. Да, честно говоря, и с самого-то начала далеко не все изографы в разных частях империи могли о них знать. Художники нередко довольно изящно изображают то, о чём не имеют понятия, как и богословы успешно изъясняют и толкуют предметы, недоступные человеческому уму.
Tags: античность, иконы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments