Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Кое-что об экзорцизме

По-настоящему черти прославились и стяжали популярность, конечно, только через Новый Завет. Ну, сколько их там было во всём массиве Ветхого? Змей из райского сада был произведён в сатану задним числом. Изначально то был обычный дракончик (варан), лишившийся лапок за свои козни, и обречённый ползать на брюхе. Сатана из книги Иова вообще изначально был не пойми кем – типа одним из небожителей, чьё имя не является собственным, а означает должность штатного прокурора в Небесном совете. Сатана как антипод Бога возникает уже в позднем иудаизме, чей апокалиптизм во многом сформировал христианские представления. Зато в Новом Завете бесы резвятся, как форель на нересте.

В НЗ огромное значение придаётся историям об изгнании бесов, и здесь следует учитывать одну вещь. Дело в том, что в древности экзорцизм вообще являлся распространённой профессией. Познания в медицине были невелики, и этиология заболеваний часто сводилась к влиянию злых духов.

Адъ.jpg

Соответственно, за отсутствием нейролептиков исцеление больному и доход экзорцисту приносило изгнание духов. Деятельность Сына Божия на данном поприще не носила оригинальный характер, но, если верить евангелистам, отличалась эффективностью. То же самое сообщается о тех, кто изгонял бесов именем Иисуса, даже если сами экзорцисты не были Его последователями (Деян 19:13), а являлись обычными бродячими целителями, готовыми за долю малую и злых духов изгнать, и зубную боль заговорить, и порчу навести/отвести, и венец безбрачия снять.

Когда христианство вошло в силу, то в список клириков (епископы, священники, диаконы, чтецы и прочие пономари) прицепчиком вошли и экзорцисты. Но по мере того, как рос интеллектуальный потенциал церкви, развивалась вся эта наша богословия, приходил в упадок институт изгоняющих дьявола. Всего через несколько десятилетий, как церковь обрела покровительство государства, он полностью сошёл на нет. Что, бесов стало меньше? Нет, мозгов стало больше. Экзорцизм по-прежнему существует, но отдан на откуп ограниченному числу деятелей, чтобы как-то спустить пар и не позволить христианам, убеждённым в своей одержимости, обращаться к помощи магов и прочих аферистов.

Но такая благодатная тема не могла просто сгинуть или занять маргинальное положение. Нынешнюю развитую демонологию мы имеем благодаря институту монашества. Исследование миросозерцания основателя общежительного монашества преп.Пахомия Великого и его ближайшего ученика Феодора показало интересную картину. Ну, понятно, что о Богородице там и помину нет. Один раз Пахомию явился ап.Павел, один раз Христос. Ну, и Феодору один раз Христос со апостолы, ок. Зато бесчисленные ангелы и демоны буквально пронизывают окружающее пространство, непосредственно влияют на всё, происходящее вовне и внутри человека, постоянно являются в том или ином обличьи, делятся всякого рода откровениями. Понятно, что такую картину мира у первых монахов сформировала бытовая среда египетского простолюдина, но беда в том, что всё последующее монашество вышло из Фиваиды и питается от тех же самых корней. А уж о влиянии монашества на представления о мире у простых верующих не мне вам рассказывать.

Соответственно, любая попытка церкви выйти за рамки, заданные этой культурной традицией, всегда вызывала ожесточение со стороны «умных делателей» и питающей их делание среды. Последние не замечают, что символические тексты церкви (то есть содержащие исповедание веры, её суть, начиная с Символа веры) начисто игнорируют всякую бесовщину. Иными словами, вера в чертей не является непременным условием для исповедания христианства. Но люди попроще воспитываются на условных «Мытарствах Феодоры», а претендующие на интеллигентность с энтузиазмом обращаются к светской беллетристике, вроде «Писем Баламута». Да и ладно.
Tags: ангелоложество
Subscribe

Posts from This Journal “ангелоложество” Tag

  • Кое-что о цвете ангелов

    Один из минусов старых книг по церковному искусству в том, что авторы пользовались чёрти какими иллюстрациями. Из-за этого у Редина ("Мозаики…

  • Что за «Ангел» мутил воду в Овчей купели

    Минувшим воскресением за литургией читалось то же самое Евангелие, что читается на каждом водосвятном молебне ( Ин 5:1-15). Есть же в Иерусалиме у…

  • Кое-что об Ис 6:2

    Забавный момент. В Книге пророка Исаии написано: "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл" (Синодальный перевод). В славянском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments