Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Что означают змеи на архиерейском жезле. Часть 4

Наконец, нужно сказать о самом главном прототипе посоха - жезле вестника древних богов. Как вы понимаете, речь о кадуцее, который является привычным атрибутом Гермеса (Меркурия).



Вообще забавно, конечно, что в античности Гермеса считали своим покровителем торговцы и мошенники. Но православный архиерей, берясь за свой жезл, вряд ли об этом думает.

Главное в кадуцее ясно из его названия. Caduceator означает на латыни переговорщика. Якобы в Древнем мире с кадуцеями ходили парламентёры в стан врага, и этот знак обеспечивал их неприкосновенность (что также забавно в нашем контексте). Как несложно догадаться, для торговца главное - это прибыль. Поэтому он нейтрален, нравственно гибок и готов торговать со всеми воюющими сторонами. Отсюда кадуцей как символ всяких торговых палат (и в нашем случае это тоже забавно).

Будучи посланцем богов, Гермес выступает в роли посредника между ними и миром людей. Согласно толкованию жезл между двумя змеями разделяет и примиряет их. Тяжело представить, что хоть одно значение кадуцея может быть усвоено православному архиерейскому посоху.



Можно ли отрицать родственную связь при наличии столь явного сходства?
Знаете, в мире встречаются двойники, но они не обязательно родственники.


Итак, если вы помните, этот жезл становится у нас традиционным где-то с начала XVII столетия. Скорее всего, здесь действительно сказалось влияние латинского Запада, поскольку именно в ту эпоху греческое духовенство, утесняемое турецким султанатом, окончательно лишилось собственной образовательной базы. Оно вынужденно училось в европейских школах и переносило в православную среду многие католические заморочки (впрочем, это влияние было взаимным).

Очевидно, что змей с латинского посоха был просто перенесён на традиционно двурогий посох православных святителей (Ctrl+C -> Ctrl+V). Не исключено, что новая мода быстро распространилась благодаря Чипровской ювелирной школе в Болгарии, которая в больших количествах производила архиерейскую атрибутику для всего православного Востока, и которая активно заимствовала западно-европейский зооморфный декор. Разумеется, они с готовностью ухватились за древний образ кадуцея и развернули головы драконов друг ко другу.

Возможно, что ещё тогда православный мир пытался осознать новый атрибут в собственном ключе. Например, кто-то сравнивал змей с двумя херувимами на крышке Ковчега Завета. Однако эти попытки так и не получили окончательного и всеобщего признания. Да, христианство заимствует и переосмысляет чужие символы, но, к сожалению, в данном случае такого переосмысления не произошло.

Если помните, в самой первой части я перечислял, что символизируют змеи и драконы. Так вот иногда они ничего не символизируют. Как в известном анекдоте про Фрейда "иногда банан - это просто банан". Иногда это просто декоративный элемент, у которого нет никакой смысловой нагрузки. Предметы быта, ювелирного и изобразительного искусства, элементы декора в одежде и утвари в виде всяких змеек не поддаются исчислению с самых древних времён, и чем ближе к нашему времени, тем меньше в них скрытого смысла, за ними остаётся лишь эстетическая роль.

Да, в нашем случае на декор оказали влияние и библейская традиция, и западное христианство, и мифические стражи мифического древа жизни, и пресловутый кадуцей, но конкретного ответа на конкретный вопрос «кого (или что) символизируют змеи на жезле» просто не существует. Просто эти драконы постоянно мозолят глаза, они заняли неподобающе видное место, отчего возникла нужда в их каком-то вразумительном истолковании. Вот и повторяются уныло-безысходные басни про «символ мудрости». А почему эта мудрость представлена в виде двухголового дракона, никто не объясняет, потому что объяснить это, как мы видели, практически невозможно.

Ну и ладно. Теперь мы знаем, откуда змеи пришли (или приползли), и что значат на самом деле. Ничего они не значат. Что-то значит только крест между ними, декоративным обрамлением которого они служат.
Tags: артефакты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments