Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Что означают змеи на архиерейском жезле. Часть 3

Есть ещё три версии.

Одна из змей означает Иисуса Христа. Представьте, некоторые искусствоведы даже до такого договорились. А вторая, соответственно, дьявола. И вот они, значит, то ли в гляделки играют, то ли на крест шипят. Откуда пришла эта светлая мысль?

Поскольку отец греха назван в Писании змеем, и всё рождённое змеем тоже есть змей, то, следовательно, и грех носит такое же имя, как и его родитель. И по апостольскому свидетельству Господь ради нас стал грехом (2 Кор 5:21) ... Итак, этот символ действительно подходит и Господу. (Св.Григорий Нисский)

То есть змей родил грех, грех называется змеем, Господь стал грехом, а значит и змеем тоже. Так здравый смысл стал заложником риторических упражнений одного из Отцов Церкви.
На самом деле смысловой перевод выражения апостола предполагает, что Иисус стал не грехом, а жертвой за грех, но неважно. Совершенно очевидно, что никто не воспринимал и не трактовал всерьёз змеиную голову на посохе в качестве образа Иисуса Христа. Тем более, что всё равно непонятно, какая голова чья - они же абсолютно одинаковые.



На этой картине довольно точно изображён посох патриарха Никона (сер. XVII в.) На самом деле эти два петушка — типичные василиски, крылатые змеи с птичьим клювом. Ну всё равно драконы, в общем.

Змеи обозначают хтонических чудовищ. Это основательная точка зрения, но и у неё есть свои минусы.

Справка: Хтонические существа (от греч. "хтон" - земля, почва) - это мифологическое олицетворение первозданного хаоса и дикой природной мощи земли. В иудео-христианской культуре обычно представляются в форме змей и драконов, населяющих водные глубины.

В Ветхом завете они иногда позволяют отождествлять себя с Левиафаном, в Новозаветной традиции их можно встретить в молитвах и иконографии. При этом и морские чудовища, и загадочный Левиафан всегда очень близко соприкасаются с сатаной и силами ада.

Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа ... там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс 103:25-26)
Ты Иорданския струи́ освятил еси … и главы́ тамо гнездящихся сокрушил еси змие́в (Молитва водосвятная)



Богоявление (Крещение Господне). Греция, кон.XVI века. Водные гады фланкируют фигуру Иисуса точно так же, как крест на архиерейском жезле. Казалось бы - вот прямое указание и ответ на все вопросы.

Проблема здесь в том, что нет данных, будто змей на жезле изначально отождествляли с этими мифическими существами. Исключением были разве что противники никоновских реформ, нынешние старообрядцы (именно по Никону вползли греческие змеи в Русскую церковь). Эти как увидели змей на его посохе, так сразу объявили патриарха слугой сатаны. Подобное изображение змеев на иконе Крещения довольно редко и, вероятнее всего, перекликается с балканской традицией изображения змей (драконов) на иконостасе. А вот сами иконостасы со змеями, напротив, в Греции или Сербии чрезвычайно распространены.



Под крестом драконы теперь традиционно держат на себе иконы Богородицы и апостола Иоанна, стоявших у Креста на Голгофе. Таким образом христианские святые выступили в роли стражей, о которых см.ниже.

Обычно драконы там присутствуют либо в качестве детали самого тела иконостаса (иногда замаскировавшись под волюты - декоративные завитушки), либо в качестве подножия креста, венчающего иконостас.



Классическое навершие иконостаса в восточно-средиземноморской традиции. Эти гады могут притвориться змеями, рыбами, дельфинами, растительным орнаментом, но если приглядеться, это всё те же драконы.

И тут мы плавно переходим к следующей версии:

Змеи - стражи Древа жизни (кем бы они ни представлялись). В ряде древнейших культур (даже тех, что никак не повлияли на христианство) существует представление о некоем Древе жизни или Мировом древе. Это такое божество хтонического же характера, олицетворяющее жизнь вообще и плодородие в частности.

Традиционные изображения Древа жизни предполагают наличие двух его стражей (на роль которых драконы вполне годятся!). Но в ассирийской культуре, например, ими были два неких крылатых гения.



Фрагмент изображения на бронзовом шлеме (VIII в. до Р.Х.) Древо жизни в культуре Урарту изображалось на стенах крепостей и доспехах воинов. Возможно, именно из-за своего обязательного атрибута — пары мощных защитников, способных отогнать любого агрессора.

Формируя собственную культуру, христианство всегда смело заимствовало из других культур атрибуты, символы, традиции, понятия и т.д., переосмысливая их в собственном контексте. Соответственно, в христианстве древом жизни в силу понятных причин называется Крест Господень. Но как были переосмыслены стражи древа жизни? А вот посмотрим в следующий раз.



В руке у патриарха напрестольный крест в образе древа жизни вечной, с двумя гадами-охранниками. Посох, заметьте, тот самый — митрополита Петра. Потому что это фото с интронизации, когда новому патриарху он вручается как наследнику первого московского святителя, а так-то посох обычно в Оружейной палате хранится.

Окончание
Tags: артефакты, интересно же
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments