Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Что означают змеи на архиерейском жезле. Часть 2

Мне попалась англоязычная статья, где автор пытался на одном примере показать, будто в западной церковной традиции тоже был пастырский жезл о двух змеях.

Жезл Гериберта, архиепископа Кёльнского (+1021). Кость, серебро.

Во-первых, на рукояти точно не змеи, а какие-то медведи. Во-вторых, судя по износу поверхности, на эту трость опирались сверху при ходьбе, то есть (как минимум изначально) она была невысока (старое навершие часто приделывается к новым жезлам, высота которых может быть другой), но здесь я могу ошибаться. Так или иначе, теперь с этого образца пытаются делать реплики, но я не знаю, польстился ли кто-то из епископов на данное изделие:


Серебро, современная работа. Ну, по-моему, довольно очевидно, что это не змеи.

У медведя есть, конечно, своё символическое значение, но ясно, что здесь это просто украшение.

Справка: в Западном христианстве медведь обычно символизировал похоть, необузданность и чревоугодие. При этом медведь в ошейнике (часто виден на гербах немецких городов) служил образом язычества, покорённого христианством. Ещё позже придумали, что поскольку медвежонок появляется на свет бесформенным клубком, а медведица долго его вылизывает, приводя в "божеский вид", то медведь символизирует христианство, которое преображает язычника.

Традиционный жезл епископа в западной традиции гораздо больше похож на свой прототип - обычный пастуший посох.


Едва овца отбилась от стада, пастух этим крюком моментально цепляет её за шею и притягивает обратно. В переносном смысле так же должен поступать и духовный пастырь.

В Священном Писании так часто упоминается пастушеский посох и змеи, что они были обречены временами пересекаться. Вот сцена, где Господь даёт Моисею знамение у Неопалимой купины:

И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его (за хвост); и он стал жезлом в руке его. (Исх 4:2-4)

В том или ином виде связка палка-змея-палка в Писании будет воспроизведена ещё не раз. К слову, вряд ли найдёшь человека, который бывал в южных краях, богатых змеями, и никогда не принимал лежащую на земле палку за какую-нибудь гадюку.


Италия, XIV век, слоновая кость. Посох указывает одновременно и на жезл Моисея, превратившегося в змея, и на жезл его брата Аарона, который за одну ночь "расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали" (Чис 17:8). Лев к нашей теме не относится - с нимбом и крестом он явно указывает на евангелиста Марка.

Есть обоснованное мнение, что подобная форма была окончательна усвоена епископами западной церкви в XI веке, и восходит она не только к пастушескому посоху, но и жезлу авгуров - древнеримских жрецов, толковавших волю богов по разным знамениям. Разумеется, змей или дракон является только одним из многих вариантов украшения их жезла. Это отнюдь не обязательный декоративный элемент. Нередкий, но совсем не обязательный. Чего не скажешь о православных архиерейских жезлах.


Возможно, лев в центре волютообразного навершия также символизирует евангелиста Марка, а возможно, вкупе со змеем он указывает на слова 90-го Псалма "попереши льва и змия" - в русском переводе "попирать будешь льва и дракона".

Но знаете, что интересно? Такой однорогий посох именно со змеей проник с Запада в сирийскую монофизитскую церковь тоже в XVII веке! То есть ровно тогда же, когда двурогий посох со змеями появился в православии. Что же такого случилось в XVII веке? Вот ведь интрига.

Продолжение.
Tags: артефакты, интересно же
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments