Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Выдумки о Серафиме Саровском, в которые все верят

Первые жизнеописания Саровского подвижника вышли в свет сразу после его кончины в 1833 г. Уже в тогда в них были сомнительные сведения, а со временем ранее неизвестных подробностей, вызывающих скепсис, становилось всё больше. Когда в наше время взялись за архивные материалы о преподобном Серафиме, стало очевидно, что его биография требует тщательного изучения, пересмотра и приведения к исторической точности.

Здесь я скажу лишь о паре-тройке сюжетов, традиционно связанных с именем святого, которые в действительности отличались от известных нам версий, или же которых не было вовсе.

Начнём с наперсного креста. У преп. Серафима был медный крест, подаренный ему матерью, но то был тельный крест (носится на груди под одеждой), а не наперсный, который носится поверх одежд. В то время правом ношения наперсного креста обладали только протоиереи, получившие такую награду (почти полностью идентичную современному протоиерейскому кресту). Тот крест был серебряным золочёным. Простые священники крестов не носили.


"Павловский" крест. Введён указом императора Павла I в 1797 г. Есть исторический анекдот, что императрица ошибочно подошла под благословение к диакону, который на вид ничем не отличался от священника. Чтобы таких конфузов не было впредь, придворные протоиереи получили внешний знак отличия. Конечно, это лишь анекдот.

Но после изгнания Наполеона из России император Александр I распорядился о награждении за молитвенные труды всех иереев без исключения, кто пребывал в священном сане во время Отечественной войны 1812 года. В их числе находился и Серафим, сохранилась грамота о его награждении. Это был вот такой крест:



Он носился не на цепи, а на Владимирской орденской ленте красно-черного цвета. В действительности он в два с половиной раза меньше того креста, что мы видим на иконе ниже.



Это могло бы показаться не очень важным, если бы не одно но. Крест на иконе - это классический тяжёлый литой медный крест, распространённый в старообрядческой среде. Он настолько тесно ассоциируется именно с ней (хотя и не является исключительно её атрибутом) что многие заподозрили Серафима в симпатиях к старообрядчеству. Эту темы подогревали и сами староверы, смущая простых людей: дескать, батюшка Серафим был за них, просто не мог говорить об этом открыто.

Кроме того, место подобных крестов - на стене или на полке среди икон, а на шее его носили разве что юродивые. На православном монахе он немыслим. Зачем зачислять преподобного в юродивые?

Когда Серафим был ещё ребёнком и звался Прохором, с ним произошёл случай, о котором говорят, как о падении с колокольни, после которого мальчик чудесным образом остался невредим. А что там было на самом деле?

Инцидент вышел при строительстве нового храма. (Существенный момент: сначала всегда строился храм, колокольня уже потом). Процесс постройки курировала мать Прохора. Иногда она брала его с собой "на объект". Вот что говорит самое первое сказание:

Во время строения сего храма однажды Агафия пошла на церковное здание, взявши с собой и сына своего, которому было тогда около семи лет, - и как взошла на здание, то он, отлучась от нея, по детской неосторожности упал с высоты здания на землю.

С высоты недостроенного здания - это откуда? С двух метров, трёх, выше?То есть понятно, что повезло, понятно, что Бог его сохранил, но даже самым большим любителям сказок тогда не приходило в голову говорить о колокольне. Впервые её упомянули в житии 1863 года, через сто лет после происшествия. А потом понеслось - в устных преданиях Серафим падал и в зрелом возрасте с колокольни Саровского монастыря.


Со скверным качеством предания может соревноваться только скверное качество его лубочных изображений.

Обязательно упоминают историю нападения кучки злодеев на Серафима. Даже точную дату называют: 12 сентября 1804 г. Оставим детали, речь идёт о зверском избиении с попыткой грабежа. Со свойственным праведникам великодушием монах не оказал сопротивления, не сообщил "в органы" и вообще всех простил. Преступников потом всё равно нашли - они оказались крестьянами ближайшего села - и те покаялись. История задумана как умилительная и поучительная.

Но откуда она взята? Монастырские дела того времени пестрят сообщениями о нападениях крестьян на монахов и на владения Саровской пустыни, но нет ни одного, где упоминался бы наш старец.

Ну, а самый известный сюжет - это прикормленный медведь. Даже серьёзные богословы используют его сейчас в качестве иллюстрации тезиса: когда человек достигает высших степеней святости, он находится в гармоничных отношениях с внешним миром, он живёт как Адам в раю до своего грехопадения, когда дикие хищники не нападали на первого человека, а служили ему.


Забейте в поисковике "Серафим и медведь" - сотни разных картинок, некоторые очень смешные: там карликовый медведь со странными лапами.

История с медведем зафиксирована в источниках как "Рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой". Если верить рассказу, то старица неоднократно видела, как Серафим кормил медведя с рук и даже сама его кормила по благословению преподобного. Но финал у истории довольно конфузный.

В фонде московского святителя митрополита Филарета (рукописный отдел РГБ) нашли дело, где есть сведения о кончине Матроны. Умирала она тяжело и была уверена, что Бог не посылает ей смерть, пока она не вспомнит и не исповедует забытый грех. В присутствии свидетелей она сделал признание, что выдумала всю историю, после чего скончалась. Да того и быть не могло - когда Серафим жил в дальней пустыньке, где медведь якобы повадился на пасеку, она была ещё слишком мала.

Английский философ и писатель, а также католический святой Томас Мор (+1535) некогда сказал:

Чего же удивляться, если те, которые поражают своими выдумками невежественных людей, полагают, будто они совершают великое дело, думают, что Христос пребудет с ними навечно, если их басня о каком-нибудь святом или трагедия о преисподней разжалобят или ужаснут какую-нибудь старушонку, безумную или трусиху. Поэтому они не оставляют в покое почти что ни одного мученика, ни одной девственницы, чтобы не добавить какой-нибудь ещё большей лжи в свои рассказы об их жизни. Они делают это, разумеется, благочестиво.

Вышесказанное, увы, в равной степени относится и к православной агиографической традиции.

Ну и, конечно, как не сказать о знаменитых "сухариках". Расфасованные в пакетики мелко нарезанные и высушенные кубики черного хлеба якобы из чугунка преподобного Серафима продаются не только в связанных с его именем местах паломничества, но и чуть не в любой уважающей себя церковной лавке. То есть существует некий конвейер, где сухари засыпают в чугунок, вытряхивают, расфасовывают и отправляют на продажу. Зачем?? Ну, для продавца смысл понятен, а покупателю это зачем?


Масло в лампаду, траву ... хм, заварить в воде, сухарики к ... чаю, наверное, а землю? Землю - крестьянам.

Якобы так делал сам Серафим. В чугунке у него были сухарики, которыми он наделял своих посетителей. Ну, во-первых, никакого чугунка у него не было. "Чугуны" (именно так они назывались в XIX веке, а никакие не "чугунки") появились в обиходе позже, когда преподобный уже покинул наш мир. И в глиняном горшке он держал высушенные кусочки просфор, а не чёрный хлеб! Одаривать просфорами, вкушать их с утра со святой водой (для чего им и был сделан запас) - это всё известные и благочестивые традиции, а ржаные сухарики - это из какого-то другого контекста, ближе к сушёной рыбке с пивом. Ещё один коммерческий культ, в общем.
Tags: крест, мифы, святые
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments