Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Что за «Ангел» мутил воду в Овчей купели

Минувшим воскресением за литургией читалось то же самое Евангелие, что читается на каждом водосвятном молебне (Ин 5:1-15).

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. (Ин 5:1-15)

Разумеется, при чтении этого места мало кто задумывается, что это за купальня такая и зачем она нужна. А это была так называемая «миква́» - обычная купель для паломников, прибывающих в Иерусалим. Она служила для ритуального очищения, чтобы люди могли омыться перед входом в Храм. Обычная, частная миква была рассчитана на одного человека (такие стояли во дворе у каждого состоятельного иудея), а для тысяч и тысяч паломников нужен был целый бассейн, и не один (второй такой миквой был Силоам).



Я.Ф.Капков, «Силоамская купель» (масло, 1845 г.) С ней связана другая евангельская история, об исцелении слепорождённого (Ин 9:1-12). Но похоже, что художник намешал сюда несколько сюжетов — кашу маслом не испортишь.

Современные археологические раскопки показали, что Вифезда состояла из двух бассейнов (каждый из которых по площади превосходил современную хоккейную площадку). Их разделяла перегородка шестиметровой толщины, причем собственно для омовения предназначался нижний водоём (47х52 м), а из верхнего (53х40 м) в него подавалась вода для пополнения и, возможно, освежения имеющейся. С этой целью служители миквы периодически открывали шлюз, который находился у верхнего бассейна, на некоторой глубине внутри тоннеля, соединявшего оба резервуара. Вероятно, их манипуляции не были заметны толпе возле купели. Поступавший поток воды и вызывал то самое движение или «возмущение», которое местное предание связало со схождением Ангела. Конечно, в свежую воду окунуться приятнее.



Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льо, «Исцеление расслабленного при Овчей купели» (ок.1670 г.)


Возникает естественный вопрос: неужели эти люди были настолько наивны, что не могли понять настоящую причину происходящего у них под самым носом? Ну да, толпы состояли в основном из паломников со всего света, многие из которых оказались в Иерусалиме впервые, но местные-то точно всё знали, да и кто кроме них мог рассказать пришельцам про ангела? Конечно же, все всё прекрасно знали. Можно даже назвать суеверием этот обычай соревноваться за первый прыжок в воду.

Но что это меняло для людей? Представление о том, что божественные чудеса творятся в том числе и посредством человеческих рук, вполне допускает схождение Ангела в свежую воду, пущенную благочестивыми сотрудниками комплекса гидросооружений. Возьмём для примера почти любой наш водосвятный молебен: тот же самый ажиотаж при разборе святой воды! Все понимают, что воды им хватит, даже если подойти последним. Но каждый стремится подойти прежде других и страсти подчас кипят такие, что один священник в сердцах сказал своим прихожанам: «Вы не набираете святую воду, а грабите её!»

Кроме того, у нас есть прекрасный пример, совершенно аналогичный этому, и современный нам - схождение Благодатного огня. Сколько бы ни говорилось о его вполне естественном происхождении, всё равно тысячи и тысячи людей продолжают верить в него, как в чудесное явление. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Tags: ангелоложество, интересно же, чудеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments