Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Кое-что о губке с уксусом

Внезапно напоролся на новую для меня версию касательно той самой губки с уксусом, которой солдаты у Креста пытались напоить распятого Иисуса.

А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить (Мк 15:36)
Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус (Лк 23:36)


Привычное толкование говорит о некоем сострадании, проявленном солдатами кесаря. Типа они использовали «поску» - обычный для солдат походный напиток из воды с добавлением уксуса. Но с чего вдруг взяться состраданию, когда там происходило беспредельное и бесконечное измывательство? Вы хотя бы близко представляете себе, что было в ночь перед Распятием? Побои, пытки, унижения, депривация...

Депривацией называется лишение человека возможности удовлетворять естественные физиологические потребности. Самые распространённые методы пыток в этом отношении — депривация еды и сна.

Так что это было не сострадание, а продолжение жестокого глумления. Дело в том, что губка использовалась римлянами для подтирания после дефекации. Почему-то им казалось удобным подтираться губкой, насаженной на короткую палку. Специалисты утверждают, что в Рим такие губки завозились тоннами. У богатых они служили одноразовым предметом гигиены, их не мыли, а выбрасывали после использования. Народ попроще промывал их в воде для последующего употребления. В этом случае становится понятным, что же это была за «трость», на которой к лицу Иисуса протянули губку.



Современные реконструкторы воссоздали несколько предметов личного обихода римского легионера.

Обычно распятых изображают вознесёнными на какую-то едва досягаемую высоту. На деле же кресты несильно возвышались над толпой, так что дотянуться короткой палкой было вполне возможно.



Губка на копье? А прочитать источники, реконструкторы хреновы? Да и само копьё, впрочем, неаутентичное.

Честно скажу: я не знаю, насколько эта версия соответствует действительности. И всё же следует признать, она куда лучше вписывается в контекст «Страстей Господних». Правда, возникают вопросы: солдаты что же, попёрлись за город на Голгофу с уксусом и туалетной губкой на палке? Ерунда какая-то. Я служил в армии, и не помню, чтобы у нас кто-то носил с собой туалетную бумагу. Потом, это были не вполне римляне. Ауксилиарии - это вспомогательные войска, типа сирийцы какие-нибудь, у них могло и не быть римских гигиенических традиций.

Проблема в том, что ни один из евангелистов не был очевидцем описываемых событий, но писал с чужих слов спустя много лет, и у каждого из них был свой месседж. Кроме того, перед ними стояла задача по максимуму привязать описываемые события к ветхозаветным текстам, которые они трактовали как пророчества; здесь «И в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс 68:22). При том, что большинство иудеев никогда не считало эти тексты пророчествами о Мессии, но это другая история.

Ну допустим на секунду, что этого не было на самом деле, что какая-то часть евангельской истории не имела места в действительности. Например, современные поиски так называемого «исторического Иисуса» претендуют на отрицание многих новозаветных сюжетов. Вдруг эпизод с губкой является исторически недостоверным?



Автор картины Джеймс Тиссо (кон. XIX в.) представил всё по-своему. Его солдат держится за губку рукой, а трость представлена в виде трубочки для высасывания жидкости. Всё это странно и исторически недостоверно.

Тогда всё равно остаются вопросы. Только вопросы не к историчности, а к тому, что хотел сказать конкретный евангелист, сообщая подобные спорные детали. Какой смысл он в них вкладывал? Что имелось в виду - акт милосердия или продолжение издевательств? Несомненно, в первую очередь имелось в виду исполнение "пророчества" - вышеуказанного стиха из 68-го Псалма. И вряд ли кто-то станет утверждать, будто в его тексте говорится о милосердии.

В Европе есть несколько губок, каждая из которых считается подлинной губкой с Голгофы, и ни одна из них, конечно, ею не является. Но все они служат объектом почитания. Это не так важно - считайте их иконой, образом той самой губки. Такая «икона» - антиминсная губка - есть в алтаре на престоле каждого православного храма, ей собирают крошки освященного Хлеба. И, когда положено, священник с благоговением целует её.

Разве что-то переменится, если ему сказать, что изначально это была такая скверная, нечистая вещь? Да ни в малейшей степени. Наряду с прочей соответствующей храмовой утварью - копием, лжицей, самим крестом, наконец, - это всё образы пыточных орудий, «Орудий Страстей», и какого низкого происхождения они бы ни были изначально, для верующего во Христа они всё равно святыня. Христианин радуется возможности разделить часть унижений, выпавших на долю его Спасителя, понести на себе хотя бы малую толику Его бремени.


ЗЫ Поправил текст здесь и на Дзене с учётом прошедшего здесь обсуждения. Спасибо всем поучаствовавшим.
Tags: интересно же, крест, смерть
Subscribe

Posts from This Journal “крест” Tag

  • Выдумки о Серафиме Саровском, в которые все верят

    Первые жизнеописания Саровского подвижника вышли в свет сразу после его кончины в 1833 г. Уже в тогда в них были сомнительные сведения, а со временем…

  • Как «расшифровать» Голгофу

    В прошлом посте о проклятиях была помещена иллюстрация с полным начертанием православного восьмиконечного Креста Господня с орудиями Его Страстей.…

  • Расшифровка греческой Голгофы

    Обычно этот крест вышивается на монашеской схиме. В греческой традиции нет малой схимы, как у нас. У них все монахи - схимники, в нашем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments