Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что о митрополите Евлогии

М.Евлогий (Георгиевский) мне не нравился никогда. Всегда воспринимал его как довольно плодовитого, но поверхностного писателя мемуариста. В качестве деятеля церковной истории никогда и никак его не оценивал. Казалось, что он в основном плыл по течению и был заложником тех ситуаций, в которых оказывался. Но почитывал его, а как же, после него много книжек осталось.
Старший протопресвитер армии и флота Г.Шавельский в своих мемуарах отзывается о нём, я бы сказал, сдержанно. Да, в основном негативно, но всегда корректно и скорее с сожалением, чем с неприязнью. Между тем, если задуматься, на совести Евлогия оказываются десятки тысяч жизней неповинных людей. Больше того - не просто неповинных, а мучеников за православную веру. Как православный митрополит исхитрился отправить на тот свет больше народу, чем многие люди или целые организации, специально заточенные под массовые убийства?
Когда русские войска захватили Галицию (или освободили, кому как больше нравится), то встал вопрос о присоединении униатов к православной церкви. Эта область исконно православная, но исторически униатская с XVI века. (Почему там православные приняли унию - отдельная захватывающая история). Российская империя жаждала восстановления исторической справедливости и Синод отрядил на выполнение государственной задачи Евлогия, на тот момент архиепископа.

Митрополит_Евлогий.jpg

Тот взялся за дело решительно, не стесняясь привлекать полицейский аппарат насилия. Протопресвитер Георгий Шавельский, который написал уникальную для своего времени докторскую о присоединении белорусских униатов в 1833-39 гг. (издана как книга в 1910-м г.), хорошо знал, какие могут быть допущены ошибки, каковы могут быть последствия этих ошибок, и как всего этого лучше избежать. Он оказался в положении Левши ("Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся"), с той лишь разницей, что государь-то его доводы и аргументацию вполне воспринял, а вот Синод и Евлогий - проигнорировали.
В частности, в докладной записке царю и докладе Синоду о.Шавельский указывал, что "В отношении галицийских униатов нам необходимо быть сугубо осторожными, так как Галиция — театр военных действий, а уния — дело австрийского правительства... Никаких публичных воссоединений не производить, а считать самый факт обращения униата к православному священнику за его воссоединение". На деле всё происходило ровно наоборот.
Когда русская армия отступила, австро-венгерская империя принялась восстанавливать нарушенный порядок. Около сорока тысяч человек из числа принявших православие были расстреляны или повешены как государственные изменники. Около восьмидесяти тысяч стали беженцами - многие из них погибли от лишений и эпидемии холеры, охватившей их временный лагерь.
Примечательно, что Евлогий не видел за собой никаких ошибок и до конца жизни оставался уверен, что всё делал правильно. Вот так поцелуешь благодатную десницу благолепного старца, а она по локоток в крови окажется.
Tags: историч.справка, помянух дни древния, церковное (раз)общение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments