Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Барт Эрман. Проблема Бога. Гл.7, ч.4

Ночное видение Даниила

Книга пророка Даниила – довольно непростой текст, где содержится ряд историй о мудреце и пророке Данииле, вроде как жившем в VI в. до н.э. во времена Вавилонского пленения и Персидского царства. Однако учёные единодушны в своём мнении, что книга была написана гораздо позже. Во-первых, добрая часть текста написана на арамейском и поздней форме древнееврейского языка. Во-вторых, и это главное, символизм текста в немалой степени направлен против Антиоха Епифана и его репрессий в отношении иудеев. Так что обычно книга датируется серединой II в. до н.э.
Первая часть книги с первой по шестую главу рассказывает истории об иудее Данииле, жившем в вавилонском рассеянии, и о трёх его друзьях. Все они сверхъестественным образом не претерпели никакого вреда во время своих приключений в чужой земле. А вот вторая часть описывает бывшие у Даниила видения, и именно она особенно интересует тех, кто занимается возникновением апокалиптизма в древнем Израиле.
Пожалуй, самым примечательным было первое видение, описанное в седьмой главе. В нем Даниил видит четыре ветра небесных, что «боролись на великом море» (Дан. 7:2), а потом четырёх зверей, выходящих друг за другом из морской пучины. «Первый — как лев, но у него крылья орлиные» (7:4), позже он обретает человеческое подобие. Второй «похожий на медведя», с торчащими из пасти тремя клыками. Ему дано повеление: «встань, ешь мяса много!» (7:5) Третий зверь похож на четырёхглавого леопарда с птичьими крыльями, «и власть дана была ему» (7:6). А потом Даниил видит четвёртого зверя, которого описывает как «страшного, и ужасного, и весьма сильного» (как будто остальные три такими не были). Этот зверь имеет «большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами» (7:7). Сначала у него десять рогов, потом появляется ещё один, из-за которого отваливаются три прежних, причём у нового рога есть глаза и «уста, говорящие высокомерно» (7:8).
Затем перед автором разворачивается картина, где «Ветхий днями» (т.е. Бог) восходит на свой впечатляющий и внушающий благоговение престол, при этом бесчисленные множества поклоняются и служат ему, а «судьи сели, и раскрылись книги» (7:10). Последний из зверей со своим высокомерно изъясняющимся рогом предан смерти и сожжён огнём, остальные звери лишены власти. Затем Даниил видит кого-то, похожего на человека (буквально «как бы Сын человеческий»), грядущего с облаками небесными. Этот кто-то предстаёт перед Ветхим днями и навечно получает власть над землёй:
И Ему дана власть,
слава и царство,
чтобы все народы, племена и языки
служили Ему;
владычество Его — владычество вечное,
которое не прейдет,
и царство Его
не разрушится. (Дан 7:14)
И на этом видение заканчивается. Легко догадаться, что очнулся Даниил в растрёпанном состоянии и полном недоумении, что бы это значило. Он обращается к одному из прилучившихся ангелов и тот объясняет ему смысл видения. Объяснение краткое и приятное: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков» (7:17,18). Но пророк хочет узнать больше о четвёртом звере. Ангел поясняет, что зверь представляет собой четвёртое царство, «которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее». Десять рогов дают понять, что им будут править десять царей, пока не появится маленький рог, который «против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон (7:25). Иными словами, это будет иноземный властитель, пытающийся прекратить служение Господу, изменить законы, которым следует народ Божий, и затерроризировать его до смерти. Если это сильно похоже на Антиоха Епифана, ну, значит так и есть.
Но ангел не останавливается и продолжает, что «он будет лишен власти, чтобы не было власти у него впредь, чтобы покончить с ней навсегда». И тогда земное царство наследуют святые Израилевы:
Царство же и власть
и величие царственное во всей поднебесной
дано будет народу святых Всевышнего,
Которого царство — царство вечное,
и все властители будут служить и повиноваться Ему. (Дан 7:27)
На этом заканчивается объяснение ангела.

Толкование видения

Как нам следует понимать само видение и его объяснение, данное ангелом? Учёные давно сошлись на том, что седьмая глава Книги пророка Даниила является одним из первых примеров (есть небесспорное мнение, что самым первым) иудейского «апокалипсиса». Термином «апокалипсис» обозначается род литературы или литературный жанр, впервые обретший популярность во времена Маккавеев и сохранивший её на несколько последующих столетий сначала среди иудеев, а потом и христиан. Большинству сейчас известен только один апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова, последняя книга Нового Завета. Так же как и седьмая глава Даниила, Апокалипсис Иоанна выглядит для современного читателя довольно необычно. Но для древнего читателя он вовсе не выглядел бы странно: этот апокалипсис использовал те же самые хорошо узнаваемые иносказания, что и другие тексты того же жанра. Всё это кажется нам необычным только потому, что мы не привыкли читать древние апокалипсисы, а ведь до нас дошли многие из них. У нас есть апокалипсисы, написанные от имени Адама, Моисея, Илии, Еноха, Варуха, Исаии, Петра, Иоанна, Павла и др. Как и любой другой род литературы, апокалипсис как жанр поддаётся анализу, а его различные признаки ¬– классификации.
Апокалипсисы представляли собой литературные произведения, в которых пророк описывал представившиеся ему видения. Эти видения почти всегда насыщены причудливыми символами, истолковать которые не так просто (ужасные чудовища и всё такое). Но под рукой неизменно оказывается ангел-переводчик, готовый кое-что прояснить. Некоторые апокалипсисы описывают путешествие провидца через небесные обители, где он видит отображение событий, происходящих на земле (это есть и в книге Откровения). В других случаях провидцу показывают цепь явлений, которые следует понимать как последовательность будущих событий (как в книге Даниила). Что было справедливо по отношению к иудейским пророкам писателям, говорившим о своём времени, то верно и здесь – апокалиптические пророки отнюдь не вглядываются в отдалённые времена через магический хрустальный шар, а говорят о собственном времени. Не во всех, но в большинстве случаев авторы апокалипсисов пишут, скрываясь под псевдонимами, они называют себя именами кого-то из значительных религиозных личностей прошлого. Это добавляет авторитетности их текстам, потому что кому же ещё могут быть открыты тайны будущего, как не им, ближайшим к Богу великим святым прошлого? Отсюда и рождаются упомянутые апокалипсисы Моисея, Илии и даже Адама, а потом Исаии, Петра и Павла.
Одна из фишек использования имён древних личностей заключается в том, что события, которые они видят и описывают как будущие, для настоящего автора апокалипсиса являются уже прошедшими. В результате все «предсказания», сделанные якобы древними авторами, сбываются всегда. Ещё бы, ведь это уже было!
То есть псевдонимный апокалипсис книги Даниила был написан во времена восстания Маккавеев, когда Антиох Епифан осквернял святилище, пытаясь отлучить иудеев от закона Моисеева, и преследовал тех, кто отказывался ему подчиняться. Это видение, полное причудливых символов, объясненных ангелом, в котором «будущее» якобы предсказано пророком VI в. до н.э. На самом деле большинство «будущих» событий являлось прошлым для настоящего автора II в. до н.э. Ценность подобного фиктивного предсказания в том, что когда потом автор говорит о событиях, обязанных произойти в его собственное время, то нет ощущения, будто он переключается от рассказа о прошлом на рассказ о будущем. Читатель воспринимает весь текст целиком как предсказание будущего. И поскольку всё описанное прежде уже сбылось (как и следовало, потому что прошлое автору известно), то и обязанное случиться вслед за ним тоже выглядит правдоподобным и вызывает доверие.
В данном случае ангел объясняет, что каждый из зверей представляет собой царя или царство, что возникнет на земле и нанесёт великий вред живущим на ней. Поскольку действие книги происходит во времена вавилонского плена, ученые различают зверей как вавилонское, мидийское, персидское и греческое царства. Четвёртый ужасный зверь несёт десять рогов – это правители, наследовавшие Александру Македонскому. Маленький последний рог, что «говорит надменно», пытается изменить священные законы и преследует святых (Дан 7:25) не кто иной как Антиох Епифан, который и в Первой книге Маккавейской «говорил с великой надменностью», запрещал Закон иудейский и до смерти преследовал непокорных.
Кто же такой «похожий на человека» или «как бы Сын человеческий», которому даётся вечное царство? Христиане, конечно же, считают, что это Иисус, который во второе своё пришествие унаследует Царство Божие и будет править им, как положено Мессии. Однако важно знать не только позднейшую интерпретацию данного отрывка из Даниила, но и то, как он воспринимался в собственном контексте. И в этом нам существенно помогает ангел, который совершенно ясно указывает, кем являлся «как бы Сын человеческий». Человеческое существо здесь противополагается диким зверям. Они животные, он человек. Они вышли из бушующего моря (царство хаоса), он сошёл с небес. Если контраст строится между зверьми и человеком, и если каждый из зверей символизирует царство, то что символизирует человек? Скорее всего тоже царство. Ангел и в самом деле говорит нам, кто он, получающий вечное царство: это «народ святых Всевышнего» (Дан 7:27, также 7:18). Иными словами, это народ святых Израиля, прежде гонимый и мучимый звероподобными врагами, ныне же вознесённый, чтобы править землёю.
Tags: god's problem
Subscribe

Posts from This Journal “god's problem” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments