Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Размышления сами знаете о чём, ч.3

Знаете, как очень просто решается вопрос патриотизма даже в ложной системе координат, выстроенной автором? «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». («Тихое и безмолвное» со славянского переводится как «мирное и безмятежное»). Разве эти (и другие подобные, коих есть) слова не снимают вопрос раз и навсегда? Главное, не надо сочинять, что мы о властях молимся в том смысле, чтоб Господь им дал ума по самые не могу. Это всего лишь новая редакция старой молитвы о царях. Поскольку в богослужебных текстах проявляется учение церкви, то мы вполне можем быть уверены, что «лояльность государству» является частью церковного учения. И если так, то чего огород городить?
Епископы Евсевий, Иларий и Амвросий наперебой то восхваляют, то обличают или вразумляют императоров Константина, Констанция и Феодосия – при чём здесь патриотизм? (сс.36-43) Извечный спор о границах полномочий церкви и государства (кто кого пасёт), то затухая, то разгораясь вновь, он сопровождает и будет сопровождать всю историю, доколе живы оба института – церковный и государственный. Когда хватка государства ослабевает и светский лев снисходительно поглядывает на шалости церковного зайчика, последний обрастает "туком и мастью", вследствие чего начинает борзеть и плодить трактаты в духе «да что мне лев, да мне ль его бояться».
Григорий Богослов говорит о приоритете небесного отечества над земным – ну кто бы спорил. У нас ведь знаете как – закон позволяет человеку не защищать государство с оружием в руках, если «Заратустра не велит», можно не свидетельствовать в суде против своих родственников. То есть государство признаёт за человеком приоритет его лояльности собственным религии и семье в противовес государству. Значит ли, что оно вычеркивает его из числа своих патриотов? Нет, конечно.
Но мы знаем, что бывают и другие ситуации – государство принуждает брать оружие и поощряет стучать на ближних. А ещё оно сука налоги повышает и пенсионный возраст. Да какая христианская душа не восстанет против лояльности этакому зверю из бездны? Мы возвращаемся к началу: государство и страна – не одно и то же. Иногда они близки и почти неотличимы (особенно перед лицом внешней угрозы), иногда «отстоят якоже востоцы от запад». Получается, «здесь играем, здесь не играем» - «тут я патриот, тут нет». Какая-то жлобская философия.
Обильно цитируется Златоуст (с.44), там всё о небесном гражданстве, превосходстве священства над царством и т.п. Это п.Никон, мы помним, тоже любил с царём письками меряться. Пример Златоуста его ничему не научил, и он тоже окончил свои дни в ссылке, недотыкомка. Даже допустим, что там действительно его слова (больше половины того, что приписывается Златоусту, ему на самом деле не принадлежит). Но всё это не догматика, а в лучшем случае дидактика (а то и просто риторика). Например, слова о том, что «священник является посредником между Богом и людьми» не выдерживают богословской критики, хотя и звучат музыкой для ушей любого клерикала. Ну и остальные постулаты там того же уровня: для проповеди сгодится, для доктрины нет.
Вот страницей дальше о.Андрей сам называет понтифика преемником ап.Петра на римской кафедре. Конечно, он прекрасно осведомлен, что Петр никогда не возглавлял римскую кафедру, что это миф в пользу папского авторитета, многократно опровергнутый в православной полемической литературе. Как православный пастырь, он никак не станет поддерживать католицкое лжеучение. Но как фигура речи «преемство» вполне годится, и никто не делает из этого истории.
Ну довольно. Дальше много текста, который с моей т.з. для идеи книги ничего не даёт, ничего не иллюстрирует, просто нагоняет объём предположительно занимательного чтения. Надеюсь на следующую главу.

Дальше.
Tags: кесарю кесарево?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments