?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о национальном христианстве
freethinker
anchoret
Мысль банальная, но многим покажется неожиданной и ещё многим не понравится. Мне она, может, тоже не нравится, но я пытаюсь рассуждать честно. Так или иначе, со мной можно пытаться спорить.

Заговорить на данную тему заставили недавние события. В церковную смуту на Украине вмешались стамбульские греки, русские с ними прекратили общение, сербы вяло поддержали русских, греки грекам глаз не выклюют, а поляки, чехи, румыны и прочие болгары, имеющие зуб на всех, с интересом смотрят кто кого. Все явным или тайным образом преследуют собственные национальные интересы, а у людей, недавно оказавшихся в церкви, глаза на мокром месте: как же так? "Разве разделился Христос?"

Дело в том, что нет такого человека, который был бы сначала христианином, а уже потом русским, греком, румыном, грузином и т.д. Если вы мне скажете, что такой человек есть и даже попробуете назвать его, то сделаете это, не подумав как следует. Конечно же вы не знаете такого человека лично. Вы сошлётесь на его житие, на книжку его писем, на "ах, я увидела его глаза" и т.п. Но лично вы такого человека не знаете, даже если видели его неоднократно сами и он вам таким показался. Вы ведь не жили с ним, не оказывались в ситуациях, которые могли бы подтвердить или опровергнуть ваше представление о нём в данном вопросе, короче говоря, не съели с ним пуд соли.

Больше того: есть много людей, которые сами о себе этого не знают. Они думают (и им очень нравится так думать), что они прежде всего христиане, и лишь потом часть своего народа. Мне кажется, такое представление о себе обычно формируется на внутренней, отечественной почве. Люди живут среди своих соплеменников и не чувствуют своих национальных особенностей, поскольку при всех своих различиях в данном отношении все они мало отличаются друг от друга. Отсюда они заморачиваются только на своей христианской идентичности, потому что на каждом шагу всегда полно поводов упрекнуть себя или другого (особенно другого!) в непонимании или недостаточном понимании или забвении христианского учения. Повода упрекать себя или другого в отходе от национальной традиции, как правило, нет: что ещё за традиция такая. Мы и есть традиция. Мы её вдыхаем и её же выдыхаем. Что выдохнули, то она и есть, даже думать не о чем. Это не часть нас, это мы сами. Это наш естественный образ действий.

А вот с христианством такой номер не пройдёт. Мы всё время сверяем своё или чаще чужое житьё-бытьё с житиями и духовными наставлениями святых отцов, ориентируемся по ним, напоминаем о них себе (или чаще другим), нуждаемся в их руководстве. Мы заставляем себя делать добро и соответствовать церковным установлениям. Обычно заставляем с трудом. Отними от нас этот костыль в виде писания-предания - подавляющее большинство упадёт сразу. Это далеко не то же самое, что естественный образ действий.

Здесь важно понять одну вещь: нет ничего принципиально плохого или хорошего в том, что человек сначала часть своего народа, а уже потом адепт христианской доктрины. Это данность. Многие захотят поправить: не "христианской доктрины", мол, а "христианской церкви", этого мистического богочеловеческого организма! Напоминаю сказанное чуть раньше: если ты русский или татарин, тебе не нужно насильно из себя изображать русского или татарина. А вот быть христианином ты себя всё время заставляешь. А если не заставляешь, то ты плохой христианин. Никудышный, прямо скажем. Так вот если в (мистическом) организме ты держишься только прилагая усилия, то в этом организме ты чуждый элемент. И ещё раз повторю: в этом нет ничего плохого или хорошего. Это реальная, а не придуманная жизнь. И если ты русский христианин, то перед тобой не стоит альтернатива - либо русский, либо христианин. Одно не отменяет другого. Но надо понимать - при контактах с христианином другой национальности при соответствующем поводе у вас неизбежно возникнет конфликт национальных интересов.



Всеправославное совещание на Родосе в 1964. Грузины обиделись и ушли, потому что греки не сочли их достаточно автокефальными.

Поскольку я русский, то поминаю по преимуществу русского человека: извините, никого не хочу обидеть, но всегда так получается. Так вот что, собственно, значит - сначала русский, а потом христианин? Это значит, что при всех своих мнимых или действительных христианских качествах, при прочих равных условиях ты будешь выбирать образ действий, обусловленный твоей национальной идентичностью. Отдавая должное чужим национальным достоинствам, ты по-любому будешь предпочитать свой привычный образ мысли и действия. И тут (сюрприз!) если ты вдруг заигрался настолько, что воспарил ввысь и отвергся собственных национальных интересов, ты всего-навсего начнёшь действовать в соответствии с чьими-то чужими национальными интересами. Ты в ловушке: рафинированного христианства, в котором "несть ни эллина, ни иудея", в реальной жизни не существует. Это идеал, к которому можно (или нужно) стремиться, но это и-де-ал. А подлинные идеалы недостижимы.

Вот вернёмся к той же Украине. Там, по-честному, если абстрагироваться от "каноничного" и "неканоничного" православия, существует противостояние между сторонниками галицийских рушников и западэнской традыции с одной стороны, и бархатно-парчового церковно-славянского извода, изначально присущего киевщине, с другой. Всё. Никаких особых христианских затей там и в заводе не существует.

Теперь к чему я всё это веду. Среди нас полно людей, которые думают, что они "несть, якоже прочии человецы". Они считают себя рафинированными, очистившимися от всяких "национальных предрассудков" христианами. Так вот по моему убеждению эти граждане либо чего-то не понимают сами, обманываясь на свой и чужой счёт, либо сознательно врут. (Второе, впрочем, представляет собой исключительный вариант.) Соответственно, если какая-то сво.. гм. Нет, не так. "Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема".

  • 1
- "Это идеал, к которому можно (или нужно) стремиться, но это и-де-ал. А подлинные идеалы недостижимы."
совершенно согласен, но есть и другая опасность - сказать, что раз идеал недостижим, то и фиг с ним
..............
- "полно людей, которые думают, что они ... очистившиеся от всяких "национальных предрассудков""
ну точно также есть люди, которые считают себя смиренными... или не жадными... их можно вообще не брать в расчет
.................
"Разве разделился Христос?"
ИМХО вот такие глупости, доходящие до предела, имеют и положительную сторону.
ну из очень популярного... если раньше народ довольно массово смущался поповскими иномарками, то после красивых историй с часами и нанопылью и прочими штуками смущенных почти не осталось. Эта история "принесла мечь, чтобы разделить" тех кому христианство не нужно, а иномарка - только повод потрындеть и тех, кто теперь отчетливо понял, что не надо боготворить князей церкви и слепо глядеть им в рот.
ну и это будет касаться всей традиции. Если счесть традицию воплощением духовной идеи в материальном носителе, то она неизбежно будет искажать эту идею (привет Платону). Отсюда такие штуки типа: "Пришли к Иисусу ученики и спросили, кто из нас больше, и ответил им Иисус: "А кто из вас раньше получил камилавку?"
Короче, чем абсурднее ситуация, тем лучше она иллюстрирует разницу между традицией и идеалом и учит к традиции относиться спокойнее и не канонизировать её.
...........
пардон за многобукв.

"есть и другая опасность - сказать, что раз идеал недостижим, то и фиг с ним"

мы работаем с реальными, а не мнимыми угрозами )

плюс - привычка.

...свыше нам дана

Так и рай - это идеал. Не стал идеальным, ну и рай не для тебя, и не тешь себя иллюзиями. Христос не недостижимый идеал человеку даёт, а минимальные требования, каким должен быть богоугодный человек, достойный спасения.

Типа "идеальное место для идеальных людей", ггг
Где вас такому научили? )
Поясняю снова на национальном примере: Русь Святая не потому, что она идеальная, а потому, что в представлении людей, называющих её так, святость является нравственным и духовным ориентиром (идеалом) этой Руси.

Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5:48) Ни хрена себе минимальные требования, да? ))

Это не спор, конечно. Я не буду спорить, хотя бы потому, что христианкой себя не считаю.
Но то, что Вы говорите о национальности, попробовала примерить на себя. Не получилось.

То, что во мне "я" - больше того, что отмечено табличкой "русское". "Русское" - это язык, на котором говорю, думаю и пишу. Увы, показатель слабости интеллекта. Два другие языка у меня слабее, русскому не конкуренты. Но за пределами языка - что?
Да практически ничего.

Сама национальная идея - вещь не данная неизбежно, на мой взгляд. Это лишь одна из сторон, и не самая в человеке важная....

Это всё равно что я попробую примерить на себя кольчугу. Правда, я и богатырём себя не считаю. Ну примерил, ну хрень какая-то.
Просто пока я не окажусь в строю в этой самой кольчуге против лавы татарской конницы, я никогда не пойму, так ли уж она мне нужна, соответствует моим понятиям об удобстве, необходимости и т.д.
Подозреваю, вы просто не оказывались в реальной ситуации, которая бы ставила перед вами необходимость подобного самоопределения. Или просто забыли о возможно бывших случаях, поскольку ничего важного в тот момент за ними не стояло.

Edited at 2018-11-12 08:26 am (UTC)

я выросла в Севастополе, и хотя не живу там еще с советских времен (учеба и после), материнская родня там вся, живые и мертвые. И национальность начала очень чувствоваться - 1993 году слабее, а вот в 2014 - очень, очень остро. Кровь сразу дала себя знать. В смысле что Севастополь никогда не был украинским, и так далее, и глубоко пофиг, помогла армия или исключительно референдум, глубоко пофиг.
С другой стороны, дети мои (уже взрослые, но еще молодые) отказываются не только считать себя христианами (старшая, 28 лет), но и вообще верить в Бога (младшая, 20 лет).
В-третьих, знакомый священник, иеромонах, еще до всех последних событий перешел под омофор Константинопольского патриарха, и я даже не знаю, каково ему теперь. Хотя живет в Москве, уже не звоню и не езжу к нему.

И, понимаете, все три события (в случае с Крымом имею в виду 1993 г.) - вызывали и вызывают глубокую печаль. И чувство полной неспособности что-либо изменить.
И кровь, и вера. Ведь не теоретизирование даёт почувствовать и то, и другое. А когда это происходит с тобой лично.

и в истории страны, и в истории каждого человека обязательно есть или будут печальные страницы, без этого никак. но если не ценить хорошего и перестать радоваться, то на хрен такая жизнь не нужна. а это неправильно

Любому человеку свойственен нравственный закон и он несомненно глубже чем вся национальная надстройка. Приходя в церковь мы сразу узнаем правильные названия для наших ранних нравственных ценностей, и как не крути потом, развидеть этого уже не можем. Так что в этом смысле "ни иудея, ни эллина".

Ах вы льстец.

Русская церковь вполне себе наднациональная, опыт у нее в этом смысле исключительный. Поэтому сочетание церковных национализмов в ней весьма разнообразное. Соответственно, есть и некоторое количество людей на опыте жизни в этом коктейле несколько ближе стоящих к идеалу "ни эллина, ни иудея". Жизнь заставляет.
Но в целом, конечно, согласен. Сферических христиан в вакууме легко отыскать только в мечтательной сфере.

Русская церковь – единственная имперская из всех ныне существующих, отчего и значительно отличается от прочих национальных поместных юрисдикций. Значительно, но не диаметрально.

Абсолютно верно.

Мы не заставляем себя быть христианами, а аскетически понуждаем. Могу ли я быть христианином, не понуждая себя? Нет. "Продан под грех". Но что заставляет понуждать себя? Могу ли я этого не делать, а просто жить? Уже нет, т.к. я принял семя вечной жизни. Я уже не тот человек, который бездумно грешил (реально про себя). Я стала совершенно другим человеком в главном, оставшись русской (и на четверть еврейкой). И реальную связь я ощущаю не с русскими вообще (а затем с евреями), а конечно, с людьми верующими. членами Церкви. Не будучи ни разу рафинированной, но 25 лет будучи в Церкви. Так что про ангела с неба вы погорячились.

  • 1