Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Кое-что о национальном христианстве

Мысль банальная, но многим покажется неожиданной и ещё многим не понравится. Мне она, может, тоже не нравится, но я пытаюсь рассуждать честно. Так или иначе, со мной можно пытаться спорить.

Заговорить на данную тему заставили недавние события. В церковную смуту на Украине вмешались стамбульские греки, русские с ними прекратили общение, сербы вяло поддержали русских, греки грекам глаз не выклюют, а поляки, чехи, румыны и прочие болгары, имеющие зуб на всех, с интересом смотрят кто кого. Все явным или тайным образом преследуют собственные национальные интересы, а у людей, недавно оказавшихся в церкви, глаза на мокром месте: как же так? "Разве разделился Христос?"

Дело в том, что нет такого человека, который был бы сначала христианином, а уже потом русским, греком, румыном, грузином и т.д. Если вы мне скажете, что такой человек есть и даже попробуете назвать его, то сделаете это, не подумав как следует. Конечно же вы не знаете такого человека лично. Вы сошлётесь на его житие, на книжку его писем, на "ах, я увидела его глаза" и т.п. Но лично вы такого человека не знаете, даже если видели его неоднократно сами и он вам таким показался. Вы ведь не жили с ним, не оказывались в ситуациях, которые могли бы подтвердить или опровергнуть ваше представление о нём в данном вопросе, короче говоря, не съели с ним пуд соли.

Больше того: есть много людей, которые сами о себе этого не знают. Они думают (и им очень нравится так думать), что они прежде всего христиане, и лишь потом часть своего народа. Мне кажется, такое представление о себе обычно формируется на внутренней, отечественной почве. Люди живут среди своих соплеменников и не чувствуют своих национальных особенностей, поскольку при всех своих различиях в данном отношении все они мало отличаются друг от друга. Отсюда они заморачиваются только на своей христианской идентичности, потому что на каждом шагу всегда полно поводов упрекнуть себя или другого (особенно другого!) в непонимании или недостаточном понимании или забвении христианского учения. Повода упрекать себя или другого в отходе от национальной традиции, как правило, нет: что ещё за традиция такая. Мы и есть традиция. Мы её вдыхаем и её же выдыхаем. Что выдохнули, то она и есть, даже думать не о чем. Это не часть нас, это мы сами. Это наш естественный образ действий.

А вот с христианством такой номер не пройдёт. Мы всё время сверяем своё или чаще чужое житьё-бытьё с житиями и духовными наставлениями святых отцов, ориентируемся по ним, напоминаем о них себе (или чаще другим), нуждаемся в их руководстве. Мы заставляем себя делать добро и соответствовать церковным установлениям. Обычно заставляем с трудом. Отними от нас этот костыль в виде писания-предания - подавляющее большинство упадёт сразу. Это далеко не то же самое, что естественный образ действий.

Здесь важно понять одну вещь: нет ничего принципиально плохого или хорошего в том, что человек сначала часть своего народа, а уже потом адепт христианской доктрины. Это данность. Многие захотят поправить: не "христианской доктрины", мол, а "христианской церкви", этого мистического богочеловеческого организма! Напоминаю сказанное чуть раньше: если ты русский или татарин, тебе не нужно насильно из себя изображать русского или татарина. А вот быть христианином ты себя всё время заставляешь. А если не заставляешь, то ты плохой христианин. Никудышный, прямо скажем. Так вот если в (мистическом) организме ты держишься только прилагая усилия, то в этом организме ты чуждый элемент. И ещё раз повторю: в этом нет ничего плохого или хорошего. Это реальная, а не придуманная жизнь. И если ты русский христианин, то перед тобой не стоит альтернатива - либо русский, либо христианин. Одно не отменяет другого. Но надо понимать - при контактах с христианином другой национальности при соответствующем поводе у вас неизбежно возникнет конфликт национальных интересов.



Всеправославное совещание на Родосе в 1964. Грузины обиделись и ушли, потому что греки не сочли их достаточно автокефальными.

Поскольку я русский, то поминаю по преимуществу русского человека: извините, никого не хочу обидеть, но всегда так получается. Так вот что, собственно, значит - сначала русский, а потом христианин? Это значит, что при всех своих мнимых или действительных христианских качествах, при прочих равных условиях ты будешь выбирать образ действий, обусловленный твоей национальной идентичностью. Отдавая должное чужим национальным достоинствам, ты по-любому будешь предпочитать свой привычный образ мысли и действия. И тут (сюрприз!) если ты вдруг заигрался настолько, что воспарил ввысь и отвергся собственных национальных интересов, ты всего-навсего начнёшь действовать в соответствии с чьими-то чужими национальными интересами. Ты в ловушке: рафинированного христианства, в котором "несть ни эллина, ни иудея", в реальной жизни не существует. Это идеал, к которому можно (или нужно) стремиться, но это и-де-ал. А подлинные идеалы недостижимы.

Вот вернёмся к той же Украине. Там, по-честному, если абстрагироваться от "каноничного" и "неканоничного" православия, существует противостояние между сторонниками галицийских рушников и западэнской традыции с одной стороны, и бархатно-парчового церковно-славянского извода, изначально присущего киевщине, с другой. Всё. Никаких особых христианских затей там и в заводе не существует.

Теперь к чему я всё это веду. Среди нас полно людей, которые думают, что они "несть, якоже прочии человецы". Они считают себя рафинированными, очистившимися от всяких "национальных предрассудков" христианами. Так вот по моему убеждению эти граждане либо чего-то не понимают сами, обманываясь на свой и чужой счёт, либо сознательно врут. (Второе, впрочем, представляет собой исключительный вариант.) Соответственно, если какая-то сво.. гм. Нет, не так. "Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments