?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что об отделении государства от церкви
church business
anchoret
Вчерашняя информационная бомба готовилась последние три года. Именно столько обсуждалось соглашение об отделении греческого государства от греческой церкви, и вчера наконец уточнили последние детали. Самое смешное, что кабинет министров вообще был не в курсе, потому что предварительные переговоры велись в обстановке полной секретности.

В соглашении всякая фигня, вроде исключения имени Святой Троицы из греческой конституции и нефигня, ставящая под угрозу принадлежность церковных памятников архитектуры и истории. Вы, может, ещё не знаете, но Греция уже вся наполовину распродана - вплоть до пляжей - у всякой вещи под солнцем, если она чего-то стоит, уже есть иностранный собственник. Теоретически теперь с молотка может пойти и церковная недвижимость, ведь церковь является частью государственного аппарата.



Самая главная нефигня - это деньги, конечно. В России такое было до 1917 года: церковь в Греции является частью государственного аппарата и её клирики по сути являются госслужащими - на госзарплате, соцпакете и т.п. Зарплаты у греческого духовенства не так уж чтобы очень большие - кажется, базовая €600 плюс доплаты за выслугу лет, образование и должность, но не более €1200, если я правильно помню. То есть большинство сидело на зарплате менее тысячи, но кто ж из нашего брата живёт на одну зарплату: волка ноги кормят.
Для выплаты денежного содержания клирикам планируют сделать некий фонд, имеющий статус общественного, а не государственного. Ну это дело такое. Сегодня он есть, завтра его нет. Обычно такие фонды исчезают вместе с кассой.
Ближайшая перспектива - это резкое сокращение количества клириков. По нашим меркам их и сейчас слишком много, но у греков своя религиозная традиция, и у них давно ощущается нехватка духовенства. Ситуация постепенно выровняется. Появятся священники, совмещающие церковное служение со светской работой или собственным бизнесом. Соответственно, постепенно сойдёт на нет нынешний суровый дресс-код: сейчас в Греции священники постоянно ходят в облачении. Образно говоря, даже на пляж ты должен идти в подряснике. Там можешь его снять, расслабить мускул, искупаться, а обратно опять в подряснике.
Ну, а если уж самая-самая ближайшая перспектива - это волна протестов, без них никак, это национальный спорт. Но я думаю, что плетью обуха не перешибёшь.

  • 1
По поводу жалования клириков в России можно поспорить, вернее, клир не то что бы вообще был снят с обеспечения государством, но явно чувствовалась недостаточность средств. В "История Русской Православной Церкви (1900–1927)" отца Георгия Митрофанова: "Налогообложение духовенства несколько уменьшается, но, по-прежнему, большая часть приходских священников не получает даже жалования. Вот одна только цифра 1914 года: для выплаты хотя бы минимального жалования всем священникам требовалась государственная дотация более, чем в 50 млн. рублей. Но в 1914 году эта дотация была немногим больше 18 млн. рублей. Это вело к тому, что большая часть духовенства оставалась без жалования."

Ну это как прочитать то, что я написал. Я-то говорил о принципиальном положении духовенства в РИ как госслужащих, включённых в табель о рангах, а о соцпакетах говорить никак не приходится, только пенсия.
Жалование духовенству в РИ выплачивалось далеко не всему, здесь с о.Митрофановым никто не спорит. Но. Количество священнослужителей на зарплате увеличивалось поэтапно каждые несколько лет. Если б не 1917-й, полного покрытия удалось бы достичь к началу 30-х.
А греческим священникам платить стали только с 50-х, в счёт отобранной недвижимости и земельных угодий. В РИ такое было с монастырями при Екатерине II, когда их взамен отобранных владений разделили на классы и стали выплачивать денежное содержание согласно новому штатному расписанию.

Edited at 2018-11-09 02:15 pm (UTC)

Вообще, это довольно интересная тема, в каком качестве государство воспринимает церковь. Ведь, по большому счету, совсем отделиться не получается, так или иначе и церковь, и государство заинтересованы в нормальных отношениях и нужны друг другу. Вопрос с имуществом - как индикатор этих отношений.

  • 1