?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Барт Эрман. Проблема Бога. Гл.3, Ч.4
anchoret
anchoret
… и из самого конца Пятикнижия

Таким лейтмотивом пронизано всё повествование Пятикнижия, всех пяти книг. В последней книге, во Второзаконии, он в некоторых отношениях достигает своего апогея. Название книги буквально означает «второй закон», но на самом деле это не второй закон, а второе описание всё того же закона, данного Израилю через пророка Моисея. Последовательность повествования построена следующим образом. В книге Исход Бог спасает Израиль от египетского рабства и чудесным образом помогает скрыться от преследующих армий фараона в Красном море (или море тростника). Затем он приводит народ на гору Синай, где даёт ему свой закон (Исход и Левит). Людям следует двигаться на север и войти в обетованную землю. Однако, когда они подходят к границе своего путешествия и высылают вперёд разведчиков, те возвращаются и докладывают, что израильтяне не смогут завоевать землю, потому что её жители весьма свирепы (Числ 13,14). Поскольку израильтяне отказываются верить, что Бог поможет им осуществить свой замысел – захватить землю и истребить ее жителей, Бог наказывает людей Израиля, не позволяя ни одному из них войти в обетованную землю (за грехом следует наказание). Он говорит Моисею: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте… и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их» (Числ 14:22-23).

И вот Бог повелевает народу Израилеву бродить по пустыне сорок лет, пока не вымрет всё поколение (за исключением одного сохранившего верность разведчика Халева и нового израильского полководца, Иисуса Навина, преемника Моисея). По прошествии сорока лет Бог приказывает Моисею передать народу, который не был на Синае в первый раз, тот закон, который он получил там сорок лет назад. Книга Второзакония рассказывает о новой передаче Закона Моисеем.

Ближе к концу книги, после того как Моисей передаёт заповеди и предписания, он чётко и прямо говорит людям, что если они хотят преуспевать и процветать под водительством Божьим, они будут повиноваться Закону. Однако, если они ослушаются, они будут обречены на ужасные и мучительные страдания. Двадцать восьмая глава Второзакония является ключом к пониманию всего богословия книги, ибо здесь благословения и проклятия изложены самым наглядным образом. Вот как Моисей говорит людям:

Если ты, ... будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе...
Благословен ты в городе и благословен на поле.
Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего...
Благословенны житницы твои и кладовые твои.
Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. (Втор 28:1-6)

Далее Моисей сообщает, что если люди будут повиноваться закону, они победят всех своих врагов в битве, у них будет богатый урожай, они будут преуспевать и процветать. Напротив, если они не будут подчиняться, им стоит ожидать прямо противоположного:

Проклят ты (будешь)... Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен... Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли... Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною... Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим... И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям... Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться... поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. (Втор 28:16-28)

И вот оно, пожалуйста. Почему катастрофа разражается над Божьим народом? Почему он страдает от эпидемий и болезней? Отчего случаются засухи и неурожаи, военные поражения, психические расстройства и все остальные беды, которые выпадают народу Божьему? Бог наказывает его за непослушание. Это всё тот же взгляд пророков на страдания, изложенный в историческом разделе Библии.

Надо было склеить этот фрагмент с предыдущим, а то совсем маленький и заголовок общий. Ну ничё. Следующий будет большой.

  • 1
Я бы написал "Тростниковое море" вместо "море тростника". Все же мы не знаем толком, при чем там тростник, это просто название

Не, ну как "просто название". Этим именем названа заболоченная местность, заросшая тростником. На русском вроде есть и "тростниковое море", и "море тростника", но в англ. "sea of reed", а не "reed sea", что ближе и к оригиналу "ям суф", где "суф" - "тростник".
Так или иначе, мне придётся на всякий случай ещё поискать по русскоязычной библеистике, какой вариант более общепринят, спасибо за подсказку.

Я не уверен, что прав. Просто это мое ощущение от ивритского "ям суф". Сейчас так называют Красное море, где тростника, разумеется, нет. Понятно, что на самом деле имелся в виду водоем, заросший тростником, но название уже как-то обособилось от реалий. Как Чистые пруды, например.

Ну в еврейской энциклопедии "Тростниковое", так что пусть будет так. Спасибо. )

" на самом деле имелся в виду водоем, заросший тростником"
= т.е. есть версия, что "Чермное море" Ветхого Завета - это не Красное море, и "яко посуху" они пересекли какое-то заросшее тростником озеро в Египте или уже в Ханаане?

Насколько я понимаю, да. Вот что говорит "Еврейская энциклопедия": http://eleven.co.il/land-of-israel/geography/12220/

Авторы энциклопедии исходят из того, что в Исходе описаны реальные события на основе сохранившегося предания. Я полагаю, что на самом деле все еще несколько хуже и авторы Исхода не слишком хорошо представляли себе географию Синайского полуострова.
Наверняка, хозяин журнала сможет ответить более подробно.

Если коротко, то сейчас библеисты сходятся на том, что исход как таковой был процессом, длившимся веками, без волшебного драматизма. Ни о каких событиях, хоть как-то напоминающих описываемое в Библии, «египетские хроники» не упоминают, хотя гибель войска или смерть первенцев замолчать бы не вышло, да никто бы и не стал.

Кстати Эрман ещё и сомневается в историчности Моисея. Имя Моисей(Мосес) означает просто "рожденный". Например- Ра-мосес(Рамзес)-рожденный Ра. Или-Тутмос, рожденный Тотом.

А вы много назовёте ветхозаветных персонажей, в чьей историчности можно не сомневаться? )

Нет. Давид, да Соломон Давидыч)

Ой да ладно. Само Израильское царство является предметом дискуссий, а уж эти двое..

И это пишет библеист? О 4 авторах (источниках) Пятикнижия он не ведает? О том, что Второзаконие с высокой степенью вероятности было написано в самом конце истории Иудейского царства, он тоже не догадывается?
Я во все большем недоумении от Эрмана как профессионала

Да, я тоже в недоумении. Каким образом ваши слова опровергают или противоречат тому, что сказано Эрманом? Они же просто о другом.
Гляньте на досуге "Историческое и литературное введение в СП" Эрмана, там достаточно о Пятикнижии и его источниках. Гляньте, и напишите Эрману на его сайте, что готовы омыть слезами раскаяния каждый камень, брошенный в его адрес по поводу знания СП.

Я о том, что все эти проклятия в адрес согрешившего Израиля написаны ЗАДНИМ числом после падения Иерусалима.
Надо же было как-то оправдать падение богоизбранного государства.

Да практически все библейские пророчества написаны задним числом и все (кому интересно) это знают. Каким образом это обесценивает приведённый автором пример?

  • 1