?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Барт Эрман. Проблема Бога. Гл.3, Ч.3
anchoret
anchoret
Для иллюстрации: несколько историй из самого начала…

В некотором смысле основные темы Пятикнижия обозначены в самом его начале в рассказе об Адаме и Еве. Пятикнижие посвящено отношению Бога ко всему человеческому роду, который он создал, и народу (Израиля), который он избрал особо: он сделал его своим народом и дал ему свои законы; израильтяне нарушили его законы, и поэтому были наказаны. Авторами Пятикнижия человечество оценивается в его отношении к Богу, то есть положение народа Израиля на земле определяется тем, как он сам относится к Богу, призвавшему его свыше. Те, что повинуются Богу, благословлены (Авраам); те, что ему не повинуются, прокляты (народ Содома и Гоморры). Страдание является не по прихоти истории, а по воле Божьей.

И всему повествованию, всем пяти книгам, предшествует знакомая история Адама и Евы. Адам сотворен первым и ему разрешено есть плоды любого дерева в Эдемском саду, кроме «древа познания добра и зла» – если он вкусит с этого дерева, то «смертью умрет» (Быт 2:17). Затем из ребра Адама создана Ева, и они начинают совместную жизнь в утопическом саду.

Но, говорится далее, змей в саду был «хитрее всех зверей». Он соблазнил Еву, сказав ей, что вкусив запретный плод (там не сказано, что это яблоко), люди не умрут, но станут «как боги». Женщина поддается искушению змея. (Кстати, змей не называется здесь сатаной, это более поздняя интерпретация. Это самая настоящая змея. С ногами.) Ева ест фрукты и дает их Адаму, который тоже ест. Это была ошибка.

Когда Бог появляется (прогуливаясь по саду в прохладе дня), он понимает, что они наделали, и наказывает всех троих: змею, Еву и Адама (3:14-19). Отныне змей по земле будет ползать (то есть лишится ног). Что еще более важно, в результате своего греха Ева теперь будет испытывать мучительную боль при родах.

Как все говорят (насколько я слышал), роды – это самый болезненный опыт в человеческой жизни. Мне говорили, что он сопоставим с прохождением камня в почках, но, честно говоря, поскольку я никогда не испытывал этого сомнительного удовольствия (и точно не испытаю второго), я могу только принять это на веру. В любом случае, нам сейчас трудно представить безболезненные роды и, согласно этой истории, боль является Божьим наказанием за непослушание.

Адам, понятно, тоже проклят. Вместо того, чтобы просто собирать плоды с садовых деревьев, ему придется работать на земле в поте лица своего. Отныне жизнь будет тяжела, а выживание сомнительно. Это постоянное страдание стало расплатой за непослушание. Тон дальнейшему библейскому повествованию теперь задан.

Бытие может быть прочитано только в одном ключе – через установление связи между этим первым актом непослушания и последующими плачевными результатами: весь человеческий род, произошедший от непослушных родителей, наполнен грехом. Дело идёт так плохо, что Бог решает уничтожить мир и начать все сначала. Об этом рассказывает история Ноева ковчега и всемирного потопа: «И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (6:5). Поэтому он так решает их судьбу: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил» (6:7), вместе со всеми животными, «ибо Я раскаялся, что создал их». Неясно, чем заслужили смерть животные, но люди, по крайней мере, наказываются за своё нечестие. Только Ной и его семья спасаются чудесным образом; все остальные утонули в божественном потопе, который послал Бог.

У большинства из нас были знакомые, которые когда-то утонули, и мы со скорбью думаем об их последних мгновениях. Это не самый приятный образ смерти. Но утопить целый мир? С чего бы? С того, что Бог был разгневан. Непослушание должно быть наказано, и потому Бог убил почти весь человеческий род. Предсказатели Армагеддона думают, что он сделает это снова, но уже не водой (Бог обещал больше так не делать (9:11), а войной. Понятно, что кто-то отказывается верить в Бога, полного решимости уничтожать созданных им людей, потому что он не одобряет их поведения.

Последняя история, тоже из книги Бытия. Мир вновь заселяется, но все люди снова оказываются злы. Поэтому Бог выбирает одного человека, Авраама, чтобы наладить с ним особые отношения. У Авраама есть племянник по имени Лот, который живет в городе Содоме, населённом кроме него действительно неприятными людьми. Бог решает уничтожить это место; Авраам спорит с ним и заставляет его согласиться, что если там окажется хотя бы десять праведников, то город не будет уничтожен. В этом споре со своим избранником у Бога туз в рукаве – он прекрасно знает, что в городе нет десяти праведников: только Лот, его жена и две дочери. И поэтому Бог посылает в город двух своих ангелов-мстителей. Горожане, демонстрируя свою безудержную развращенность, думают, что эти гости – обычные люди, и приходят ночью к дому Лота, требуя выпустить к ним незнакомцев, чтобы они могли их изнасиловать. Лот, необычно для нас мотивированный древними представлениями о гостеприимстве, предлагает вместо этого двух своих девственных дочерей. К счастью, вмешались два ангела. На следующее утро семья бежит из города, и Бог уничтожает его огнем и серою. Однако жена Лота не подчиняется наставлениям ангелов; она оглядывается назад, чтобы увидеть разрушение, и превращается в соляной столп (19:24-26). На каждом витке истории непослушание влечёт наказание.

  • 1
Спасибо за перевод. А как вы сами для себя отвечаете на поставленные в этой книге вопросы? Или вы еще раньше разочаровались в христианской догматике?

Да пока не за что, надо же ещё закончить.
Что до меня, то я лишь безмятежно созерцаю несоответствие вещей.

  • 1