Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Барт Эрман. Проблема Бога. Гл.3, Ч.2
anchoret
anchoret
Неодолимость пророческого взгляда

Как мы уже видели, у ветхозаветных пророков было готовое объяснение, почему люди должны были страдать от тяжких мук войны. Для них война стала Божьим судом за грехи народа; по меньшей мере, это касалось самого Израиля и окружавших его тогда народов. Следует подчеркнуть, что реальные страдания на войне в древности были не легче нашего времени. Биться врукопашную на ножах, мечах и копьях не менее страшно, чем сидеть в окопах под свистящими пулями, уничтожающими ваших товарищей. Пророки считали, что Бог иногда приносит войну, чтобы преподать урок своему народу и заставить его покаяться. Полагаю, что если на войне правда нет атеистов, то на уровне индивидуального подхода такая стратегия работает.

Однако было бы ошибкой считать их точку зрения взглядом лишь нескольких случайных ветхозаветных авторов. По сути так видит большинство создателей библейских текстов. В плане литературного жанра, на противоположном конце спектра от пророков находятся писатели еврейской «мудрости». В то время как пророки передавали «слово Божие» применительно к определённой кризисной ситуации, указывая, чего хочет Бог от своего народа в конкретном случае, провозвестники мудрости давали мудрые советы, применимые в широком диапазоне ситуаций. Эти авторы заботились об универсальных истинах, способных дать человеку счастливую и процветающую жизнь. Те истины, что они передают, они познали не через особое откровение Божие, а через опыт многих человеческих поколений. В Ветхом Завете есть несколько книг «мудрости», в том числе книги Иова и Экклезиаста, которые мы рассмотрим позже, но самый типичный представитель жанра – это Книга Притчей Соломоновых, коллекция мудрых изречений, которые, если им следовать, предположительно приведут к хорошей и счастливой жизни.

Едва ли не полностью состоящая из лаконично сформулированных мудростей, которые необходимо осознать и переварить, Книга Притчей почти не имеет заметной структуры. Это такая книга, в которую можно просто окунуться, не беспокоясь о литературном контексте или сюжете, потому что по большей части их там нет. Поразительно, но при всём своём отличии от Пророков, Книга Притчей разделяют их точку зрения на то, что Бог воздаёт добром за праведную жизнь, а страдание есть следствие зла и ослушания. Это не столько потому, что Бог наказывает грешников, сколько потому, что мир был создан Богом определенным образом, так что правильная жизнь ведет к счастью, а нечестивое поведение приводит к страданиям. Эта мысль повторяется на всём протяжении книги. Вот смотрите:

Проклятие Господне на доме нечестивого,
а жилище благочестивых Он благословляет. (3:33)
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного,
стяжание же нечестивых исторгнет. (10:3)
Праведник спасается от беды,
а вместо него попадает в нее нечестивый. (11:8)
Праведность ведет к жизни,
а стремящийся к злу стремится к смерти своей. (11:19)
Не приключится праведнику никакого зла,
нечестивые же будут преисполнены зол.(12:21)
Грешников преследует зло,
а праведникам воздается добром (13:22)

Это же классический взгляд пророков, ярко проявившийся в литературе мудрости. Почему люди голодают, испытывают физическую боль и терпят личные невзгоды, подпадают под Божие проклятие, попадают в беду и умирают? Потому что они нечестивы, они не повинуются Богу. А как избежать страданий? Как можно гарантировать благословение Божье, полный желудок, благополучие в жизни и избавление от бед? Повинуясь Богу.

Если бы это было правдой. Но действительность никогда не бывает такой складной. Достаточно оглядеться вокруг, чтобы увидеть, как часто нечестивые процветают, а праведники страдают, порой самым ужасным образом. И всё же, очень интересно, что даже авторы исторических книг Ветхого Завета, от которых в первую очередь ожидаешь, что в свете истории они заметят всю проблематичность классического взгляда на страдание, даже эти писатели по большей части убеждены, что страдание исходит от Бога как наказание за грех. Это можно увидеть в некоторых самых известных исторических эпизодах Библии – например, в сюжетах самой первой книги, Бытия, и еще отчетливее в длинном историческом повествовании от завоевания Израилем земли обетованной (Книга Иисуса Навина) до завоеваний Иудеи Вавилонянами (4-я книга Царств).

  • 1
Давно хотел спросить: а что можете порекомендовать из библейской критики более смелое и детальное, чем Эрман? Грубо говоря, такого автора, который не просто излагает концепции (как Эрман - именно поэтому его и легко читать), а даёт конкретные ссылки на другие первичные источники (мифология других народов, хроники сопредельных государств), проводит датировку с опорой на лингвистику, стыкует с археологическими данными - и тем самым пытается воссоздать реальную картину происходившего в Палестине три (или не три) тысячи лет назад.

на русском или английском?

И так, и сяк. Или на немецком или испанском )

Тогда смотрите библиографию хоть бы и у того же Эрмана, там в основном непереведённые работы. На испанском точно ловить нечего, а немецкий был языком критической библеистики в XIX веке. )

  • 1
?

Log in

No account? Create an account