Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Барт Эрман. Проблема Бога. Гл.2, Ч.7
anchoret
anchoret
Предварительный вывод

Какой вывод мы можем сделать из пророческой точки зрения на страдания? Ведь мы имеем дело не со случайной выборкой отдельных мнений из разных частей Священного Писания, а с общей позицией, которую страница за страницей выражают все пророки Ветхого Завета, как большие, так и малые. Более того, как мы увидим в следующей главе, данная точка зрения не ограничена книгами пророков. Именно она определяет хронику событий исторических книг Иисуса Навина, Судей и Царств. Она же прослеживается во многих Псалмах. Она во многом соответствует точке зрения, содержащейся в учительной литературе, такой как Книга притчей. Этот взгляд пронизывает всю Библию, особенно еврейские Писания. Почему люди страдают? Отчасти потому, что Бог заставляет их страдать. Он не просто время от времени доставляет людям некоторый дискомфорт, чтобы они опомнились и уделили ему больше внимания. Он насылает голод, засуху, мор, войны и разрушения. Почему народ Божий голодает? Почему страдает от ужасных и смертоносных болезней? Почему молодёжь калечится и гибнет в сражениях? Почему целые города осаждаются, захватываются и разрушаются? Почему беременным женщинам вспарывают животы и разбивают их младенцев о камни? По крайней мере отчасти это делает сам Бог. Он наказывает свой народ, когда тот сбивается с пути.

Я должен подчеркнуть, что сами пророки данное объяснение страданий не считают универсальным, подходящим к каждому случаю. То есть пророки говорили только своим современникам об их конкретных страданиях. Но даже с этой оговоркой объяснение выглядит чудовищно. Временами Бог творит суд над своим собственным народом (именно потому, что он – его собственный народ), ибо тот покинул его и удалился от его путей.

Что можно сказать о таком взгляде? Он конструктивен в том отношении, что серьёзно воспринимает Бога и его взаимодействие с миром. В конечном счёте, нарушенные законы предназначались Богом для сохранения благосостояния общества. Они должны были защитить бедных от угнетения богатыми, слабых от эксплуатации сильными, обеспечить нуждающихся необходимым для жизни. Эти же законы предписывали поклоняться и служить лишь ему – единому Богу, а не иным богам других народов. Пророки учили, что следование Божьей воле принесет Божье благоволение, тогда как непослушание приведет к трудностям, что послушание, конечно, будет полезно для всех, особенно для бедных, нуждающихся и слабых. Короче говоря, пророки были обеспокоены проблемами реальной жизни – бедностью, отсутствием крова над головой, несправедливостью, угнетением, материальным неравенством, безразличным отношением тех, кто богат, к тем, кто беден, беспомощен и отвержен. Во всём этом я глубоко сочувствую пророкам и поднятым ими проблемам.

Но при этом их взгляд имеет очевидные проблемы, особенно если он возводится в некое универсальное правило, как это на протяжении веков пытались делать некоторые люди. Действительно ли мы думаем, что Бог посылает голод в наказание за грех? Виноват ли Бог в голоде, случившемся в Эфиопии? Создает ли Бог вооруженные конфликты? Виноват ли он в том, что произошло в Боснии? Бог посылает болезни и эпидемии? Это он вызвал эпидемию гриппа 1918 года, которая убила тридцать миллионов человек во всем мире? Он убивает семь тысяч человек в день от малярии? Он породил проблему СПИДа?

Я сомневаюсь. Даже если кто-то пожелает ограничить пророческий взгляд избранным народом Израиля, всё равно найдутся возражения. Разве политические и военные проблемы на Ближнем Востоке – это способ Бога вернуть себе Израиль? Неужели для того, чтобы донести свою точку зрения, он настроен жертвовать жизнями женщин и детей, которых взрывают самоубийцы? Но даже если мы ограничимся древним Израилем, действительно ли можно сказать, что за грехи народа от голода умирали невинные люди (голод поражает не только виновных)? Что жестокое угнетение ассирийцами, а затем вавилонянами было действительно Божьим деянием, и это он призвал вражеских солдат вспороть животы беременных женщин и размозжить их младенцев о скалы?

Проблема с этой точкой зрения не только в том, что она скандальна и возмутительна, но и в том, что она создает ложное спокойствие и ложную вину. Если наказание является следствием греха, а я ни капли не страдаю (премного благодарен), делает ли это меня праведным? Более праведным, чем мой сосед, потерявший работу, или чей ребёнок погиб при несчастном случае, или чью жену жестоко изнасиловали и убили? С другой стороны, если я сильно страдаю, это действительно потому, что Бог меня наказывает? Я действительно виноват, когда мой ребенок рождается калекой? когда экономика входит в пике и мне становится нечего есть? когда у меня найдут рак?

Конечно, должны быть и другие объяснения боли и страданий в этом мире. И другие объяснения в самом деле есть – многие из них в той же самой Библии. Однако, прежде чем перейти к ним, мы должны рассмотреть, как пророческий взгляд на страдания повлиял на писателей, которые не были пророками, но чьи книги также в конечном итоге стали частью Священного Писания.

  • 1
Наверное продолжение будем читать уже от издательства "эксмо" с их названием-"ВЕЛИКАЯ ПРОБЛЕМА"???)))))))))

Я не занимаюсь переводом, потому что всё время в разъездах. Больше того ~ я толком не знаю, когда у меня будет время снова спокойно посидеть за компом. )

Отлично! Лето-время путешествий))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account