Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Барт Эрман. Проблема Бога. Гл.2, Ч.6
anchoret
anchoret
Другие пророки, прежний мотив

Не только пророки Амос и Осия видели в страданиях Израиля Божью кару. На самом деле, этот мотив слышен в текстах всех пророков, пророчествовали ли они против Северного царства Израиля или Южного царства Иуды, и пророчествовали ли они во время ассирийского господства в восьмом веке или при вавилонянах в шестом, или в любое другое время или другом месте. Страница за страницей труды пророков повторяют страшные предупреждения о том, как Бог за неповиновение причинит боль и страдания своему народу через голод, засуху, мор, нищету и политические потрясения, а чаще всего через сокрушительное военное поражение. Бог вызывает бедствия всех видов чтобы наказать свой народ за его грехи и заставить его вернуться к нему. Если они вернутся, страдания прекратятся, если они этого не сделают, станет хуже.

Я не могу здесь воспроизвести писания всех пророков, поэтому лишь кратко остановлюсь на словах двух самых известных, так называемых великих пророков – Исайи и Иеремии. Они оба из Иерусалима и их мощный дар слова делает текст живым для читателя и две с половиной тысячи лет спустя. Однако важно помнить, что они, как и все пророки, говорили с людьми своего времени, наставляя их в слове Господа, призывая вернуться к Богу и рассказывая о страшной судьбе, ожидающей их, если они не послушают. У обоих пророков было долгое служение – около сорока лет. Оба пророчествовали не против Северного царства, а против юга. Но их основной посыл не имел существенных отличий от послания их коллег с севера. Божий народ отошел от путей Господних, и за это его ждали страшные страдания. Бог для них был Богом наказующим.

Взгляните на отчаянное сетование в первой главе Исайи:

«Увы, народ грешный,
народ обремененный беззакониями,
племя злодеев,
сыны погибельные!
Оставили Господа,
презрели Святаго Израилева, —
повернулись назад.
Во что вас бить еще,
продолжающие свое упорство?...
Земля ваша опустошена;
города ваши сожжены огнем;
поля ваши в ваших глазах
съедают чужие;
все опустело, как после разорения чужими...
Если бы Господь Саваоф
не оставил нам небольшого остатка,
то мы были бы то же, что Содом,
уподобились бы Гоморре.» (Ис 1:4-9)

Прежние учителя побоями вколачивали в нерадивых учеников знания и хорошие манеры. В этом смысле и говорит Исайя, местами напоминая Осию:

«Как сделалась блудницею
верная столица [т.е. Иерусалим],
исполненная правосудия!
Правда обитала в ней,
а теперь — убийцы...
Князья твои — законопреступники
и сообщники воров;
все они любят подарки
и гоняются за мздою;
не защищают сироты,
и дело вдовы не доходит до них.
Посему говорит Господь,
Господь Саваоф,
Сильный Израилев:
о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими
и отмщу врагам Моим!
И обращу на тебя руку Мою» (Ис 1:21-25)

Народ Божий стал врагом Божьим. И Бог поступает с ним соответствующим образом:

«И будет вместо благовония зловоние,
и вместо пояса будет веревка, ...
вместо красоты — клеймо.
Мужи твои падут от меча,
и храбрые твои — на войне.
И будут воздыхать и плакать ворота столицы,
и будет она сидеть на земле опустошенная.» (Ис 3:23-25)

В одном из самых известных мест своей книги Исайя рассказывает о собственном видении Бога, «сидящего на престоле высоком и превознесенном» над храмом (6:1-2). Бог посылает пророка к людям с посланием, которое они отвергнут. На вопрос о том, как долго он должен будет взывать к людям, Исайя получает плохую весть – до тех пор, пока вся земля не будет уничтожена: «доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (6:11-12). А что такого сделала земля Иуда, что её ожидает подобный суд? Её народ грабил бедных, не заботился о нуждающихся, бросил вдов и сирот в беде (10:2). За это Бог пошлет против них великую внешнюю силу, которая их уничтожит.

И всё же, как и Амос, Исайя не предполагает, что гнев Божий будет гореть вечно. Напротив, Бог сохранит остаток своего народа, чтобы начать всё заново:

«И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному... Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их [т.е. врагов]... И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его — с шеи твоей; и распадется ярмо от тука.» (Ис 10:20-27)

Более века спустя схожее послание было провозглашено Иеремией, другим пророком Иудеи, ожидавшим уничтожения Богом своего народа за его злодеяния. Другая внешняя сила выступит против него и тоже принесет страшные разрушения.

«Вот, Я приведу на вас,
дом Израилев, народ издалека,
говорит Господь,
народ сильный,
народ древний,
народ, которого языка ты не знаешь,
и не будешь понимать, что он говорит...
И съедят они жатву твою и хлеб твой,
съедят сыновей твоих и дочерей твоих,
съедят овец твоих и волов твоих,
съедят виноград твой и смоквы твои;
разрушат мечом укрепленные города твои,
на которые ты надеешься.» (Иер 5:15,17)

Иеремия говорит предельно ясно: святой град Иерусалим будет разрушен грядущим нападением. «И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей.» (9:11). Итог для его жителей будет плачевным: «тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечом и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным.» (16:4). Осада Иерусалима обещает быть неописуемо ужасной, поскольку город начнёт голодать, и чтобы выжить, люди прибегнут к худшим формам каннибализма: «И сделаю город сей ужасом и посмеянием; каждый, проходящий через него, изумится и посвищет, смотря на все язвы его. И накормлю их плотью сыновей их и плотью дочерей их; и будет каждый есть плоть своего ближнего, находясь в осаде и тесноте, когда стеснят их враги их и ищущие души их.» (19:8-9).

Как и другие пророки до него, Иеремия тоже питал надежду. Если бы люди просто вернулись к Богу, их страдания можно было бы предотвратить: «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим... И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. И спасу тебя от руки злых и избавлю тебя от руки притеснителей" (15:19-21).

Логика такой надежды понятна. Страдание исходит от Бога. Если люди просто вернутся к нему, то страдания прекратятся. А если откажутся, то страдания усилятся вплоть до полной гибели народа. Страдания в этом ключе представляются не просто набором случайных обстоятельств, вызванных политико-экономическими, социальными или военными причинами. Они являются тем, что выпадает за ослушание Бога, они являются наказанием за грех.

  • 1
Может быть, стоит исправить "пророчествовали против"? Немного странно звучит. Можно, например, "обличали".

И "если люди просто вернутся". Можно "если только люди вернутся".

И еще "земля Иуда". Может быть, лучше просто "Иудея" или "земля Иуды".

"Земля Иуды", конечно, это опечатка. "Пророчествовали против" мне тоже не нравится, поправлю. "Просто" я просто вообще убрал, не меняя ни на что. Стивен Кинг поучал экономить на наречиях. )
Спасибо.

двух самых известных, так называемых великих пророков – Исайи и Иеремии.

привычнее, мне кажется, не "великих", а "больших"
т.е. не есть неправильно, а есть более ходовое

впрочем не как я, а как Вы )

"больших", конечно. временное помрачение.
для этого и нужны редакторы! )

  • 1
?

Log in

No account? Create an account