Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Барт Эрман. Проблема Бога. Гл.2, Ч.5
anchoret
anchoret
Осия, сын Беериин

Младшим современником Амоса был пророк с севера, который, как и его южный коллега, грозил израильскому народу грядущим уничтожением. Этот человек называет себя сыном (неизвестного нам) Беери, и кроме того, что он говорит о себе сам, нам о нём не известно ничего. Осия сообщает о некоторых событиях своей жизни, но ученые не уверены, является ли это подлинной автобиографией или вымышленным повествованием, использованным, чтобы донести до читателя смысл книги. В первой главе он рассказывает, что Господь велел ему жениться на женщине с дурной репутацией (не вполне ясно, была ли она просто распущенной женщиной или проституткой). Этот брак должен символизировать все послание Осии. Господь был, в некотором смысле, мужем Израиля. Но Израиль не хранил ему верность и "блудил" с другими богами. Как бы чувствовал себя муж, чья жена не просто изменила ему, но всю свою жизнь посвятила сексу с другими мужчинами? Вот так и Бог чувствовал себя по отношению к Израилю. Он оскорблён его поведением и полон решимости наказать его за это.

Жена Осии, Гомерь, рожает ему нескольких детей, и Бог велит дать им символические имена. Одну дочку называют Лорухама, что на иврите означает "непомилованная", потому что, говорит Бог, "Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им" (1:6). Это имя звучит сурово, но не жестче, чем у остальных. Например, сын получает имя Лоамми, что означает “не мой народ”, потому что Бог объявил, что «вы не Мой народ, и Я не буду вашим (Богом)» (1:9).

Предрекая суд, Бог образно выказывает неприятие собственного народа на протяжении всей книги. Вот как он грозит израильскому народу:

«дабы Я не разоблачил ее донага
и не выставил ее, как в день рождения ее,
не сделал ее пустынею,
не обратил ее в землю сухую
и не уморил ее жаждою.
И детей ее не помилую,
потому что они дети блуда.» (2:3-4)

За что он так со своим народом? Да вот за что:

«А не знала она,
что Я, Я давал ей
хлеб и вино и елей
и умножил у нее серебро
и золото, из которого сделали истукана Ваала.
За то Я возьму назад
хлеб Мой в его время
и вино Мое в его пору …
И ныне открою срамоту
ее пред глазами любовников ее…
И прекращу у нее всякое веселье…
И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее…» (2:8-12).

В то время как Амос видит проблему нации в угнетении бедных богатыми и создании огромной социальной несправедливости, Осия видит источник бед народа Израиля в поклонении другим богам, в частности Ваалу, богу других народов на земле. Согласно Осии, служить другим богам, это всё равно что жене отдаваться разным мужчинам, забыв о муже. Гнев, который Бог испытывает к этому акту предательства, ощутим во всех пророчествах Осии. За то, что израильтяне занимались проституцией с языческими богами, Бог предаст их голоду и изгнанию:

«Не радуйся, Израиль,
до восторга, как другие народы,
ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего:
любишь блудодейные дары
на всех гумнах.
Гумно и точило не будут питать их,
и надежда на виноградный сок обманет их.
Не будут они жить на земле Господней:
Ефрем [другое имя Израиля] возвратится в Египет,
и в Ассирии будут есть нечистое.» (9:1-3)

При этом идолопоклонству Израиля сопутствуют «нечестие» и «беззаконие», что приведет к окончательной гибели: «И произойдет смятение в народе твоем, и все твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел в день брани: мать была убита с детьми. Вот что причинит вам Вефиль за крайнее нечестие ваше» (10:14-15). Мать была убита со своими детьми? Да, именно такого наказания следует ожидать Израилю за отход от служения своему Богу.

Нигде послание Осии не изложено более наглядно, чем в конце его книги. Там он говорит, что, поскольку Израиль был избранным народом, то его непослушание превратит Бога из доброго пастыря, который вел его по верному пути, в дикого зверя, который разорвёт его в клочья:

Но Я — Господь Бог твой
от земли Египетской —
и ты не должен знать другого бога, кроме Меня,
и нет спасителя, кроме Меня.
Я признал тебя в пустыне,
в земле жаждущей.
Имея пажити, они были сыты;
а когда насыщались, то превозносилось сердце их,
и потому они забывали Меня.
И Я буду для них как лев,
как скимен буду подстерегать при дороге.
Буду нападать на них, как лишенная детей медведица,
и раздирать вместилище сердца их,
и поедать их там, как львица;
полевые звери будут терзать их.
Погубил ты себя, Израиль,
ибо только во Мне опора твоя. (13:4-9)

Это не добрый, любящий, заботливый, прощающий Бог из детских стихов и буклетов воскресной школы. Бог – свирепый зверь, готовый порвать свой народ на куски за отказ от поклонения ему. Вот что говорит Осия в своем самом зловещем образе:

Опустошена будет Самария,
потому что восстала против Бога своего;
от меча падут они;
младенцы их будут разбиты,
и беременные их будут рассечены. (14:1)

Предсказанное падение Израиля произошло вскоре после жизни Осии (или, возможно, в последние годы его пророческой деятельности). Ассирия выступила в поход, крайне желая взять под свой контроль всю область, позже известную как плодородный полумесяц. Израилю выпало географическое несчастье лежать к востоку от Средиземного моря на пути из Месопотамии на юг в Египет. Любая мировая империя, претендующая на контроль данного региона, вынуждена брать под контроль и Израиль. Войска Ассирии двинулись против крошечного Израиля и победили его, уничтожив столицу Самарию с теми, кто оказал сопротивление и, как было сказано раньше, отправив многих людей в изгнание.

Военное поражение подобного рода может быть воспринято светским историком как естественное событие, произошедшее из-за политических течений и национальных амбиций. Но такой религиозный пророк, как Осия, воспринимал это иначе. Причина страданий народа Израиля для него заключалась в том, что тот изменил своей вере в Бога, выведшего его из Египта, и пошел вслед другим богам. Истинный Бог не мог смириться с таким предательством, и поэтому послал мощные войска с севера. Армия была уничтожена, земля опустошена, а люди жестоко убиты или изгнаны вон в наказание за свои грехи.

  • 1
"Это не добрый, любящий, заботливый, прощающий Бог из детских стихов и буклетов воскресной школы. Бог – свирепый зверь, готовый порвать свой народ на куски за отказ от поклонения ему."


Если бы зверь... Мужчина, который женится на проститутке заведомо зная о её поведении, именно с целью всю жизнь её этим попрекать, в современном представлении либо дурак, либо мерзавец. А здесь ведь не просто попрёки, но и угрозы вместе с бытовым насилием, да ещё и с вовлечением детей.

Это не совсем верный подход, потому что Осия женился на даме лёгкого поведения, чтобы проиллюстрировать отношение Бога и Израиля, а не Бог избрал Израиль, чтобы потом обвинять его в проституции

А что, есть разница? Бог знал, что народ Израиля будет, так сказать, духовно "ходить налево"? Не мог не знать, он всеведущий. Однако, договор заключил? Заключил, никто его к этому не принуждал, и о будущем поведении "жены" всё понимал. Обвиняет после этого жену в изменах, зная изначально о её характере? Обвиняет. Карает за измены, включая детей, которые заведомо не имели выбора, у верных или неверных Богу родителей им родиться? Карает.

И кто он после этого?..

Ну это скучная тема божественного предведения. Бог знал, что человек будет грешить? Знал. Так что лучше бы человеку вовсе не родиться на свет. Вообще никакому и ни одному. Тогда бы и этого разговора заодно не случилось.
К тому же, предметом обсуждения является не столько Бог, сколько представление пророка о нём. Мне это скучно.

"К тому же, предметом обсуждения является не столько Бог, сколько представление пророка о нём."

Так именно об этом и речь. Если пророк говорит от имени такого Бога - то что это за Бог? Я, например, не уверен, что Бог Христа, Бог, который есть любовь, совпадает с тем образом Бога, который со слов данного конкретного пророка вырисовывается.

Ну это, конечно, заметили немного раньше вас, и доктрина о злом Боге Ветхого Завета в противоположность доброму Нового породила ряд ересей. Тем не менее, для Иисуса существовал только один Бог, и это вполне себе ветхозаветное божество. Если интересно, то литературы на эту темы чуть больше, чем до хрена.

Христос Воскрес

В эпоху Осии не было ещё чистого монотеизма, но была монолатрия. Это значит, что Ягво был одним из многих богов, который почему то избрал себе народ евреев для служения. Проблески монотеизма начинают робко брезжить только после Плена. Даже во времена Иисуса, сохранялось еще монолатрийское сознание. Лишь с Павлом начинается процесс выталкивания иудаизма из отживших ритуальных предписаний(именуемых им как "дела закона")на мировую арену . Налицо эволюция религиозного сознания. Для каждого пророка, откровение дается дозированно, насколько он мог вынести. Библия-лучшая иллюстрация теории эволюции))
Павел в свою очередь не дождался возвращения Иисуса. Значит и откровение Павла не абсолютно. Значит эволюция откровения продолжается. Бердяев ожидал нового откровения, Третьего Завета или Завета Духа Святого. Вчера отмечали "день комонавтики" и модель "трехэтажной вселенной" может устроить только "плоскоземцев". Если эволюция в животном мире и закончилась, то эволюция веры в Единого продолжается:)

Edited at 2018-04-13 08:17 am (UTC)

Вообще интересная позиция - открывать лишь единицам то, чего лишены остальные для их же блага. Обладай каждый человек пророческим даром, какой смысл в пророках?

Эдак вы договоритесь до всеобщего избирательного права и равноправия женщин!

:) Тут другое: а многие ли захотели бы иметь сей дар? Может, неведение действительно нами избирается? Вот вы бы, о. Стефан, хотели иметь такой дар?

А что вы имеете в виду? Ходить по улицам (сейчас, впрочем, вместо этого интернет есть) и говорить «вы все сдохнете»? Тоже мне дар.

Нет, я имею в виду именно способность заглянуть в будущее с позиции воли Творца, а не собственной разыгравшейся фантазии. Хотя. как отличить, чья фантазия разыгралась... А вот вопрос, как раньше отличали, пророчествует человек или бредит? Каковы критерии?

А никак. Национальная библейская забава — побивание пророков. На всякий случай не слушали никого. Условно говоря, самих пророков были, м.б., сотни. Это письменная традиция сохранила для нас лишь дюжину. Но и их пророчества прошли позднейшую редакцию ради соответствия истории. При жизни же пророков интерес к их чревовещанию, похоже, был ниже плинтуса.

Так чем же все-таки были движимы эти люди, почитаемые(?) за пророков? Не корысти же и славы ради, не сумасшедшие же они были, в самом-то деле, какую цель преследовали? Вернуть народ в лоно Отчее, предотвратив бедствия ценой собственной жизни? То, что их пророчества прошли позднейшую редакцию - вне всякого сомнения. Но не в этом суть.

Религиозная мотивация одна их самых сильных у глубоко верующего человека.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account