?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Барт Эрман. Проблема Бога. Гл.2, Ч.4
anchoret
anchoret
Амос из Фекои

Одно из самых ярких отображений «пророческого взгляда» на связь между грехом и страданием содержится в такой жемчужине Ветхого Завета, как книга пророка Амоса. Из неё мы мало узнаем о самом человеке Амосе, и он не упоминается ни в одной другой книге Библии. Амос сообщает о себе, что он с юга, то есть из страны Иуды, из небольшой деревни Фекоя на холмах к югу от Иерусалима (1:1). Он дважды называет себя пастухом (1:1; 7: 14) и один раз садоводом, собиравшем плоды сикоморы (7:14). Исходя из этого его обычно считают представителем низших классов, но учитывая его грамотность и явное владение риторикой, он вполне мог быть относительно процветающим землевладельцем со своими собственными стадами. Во всяком случае, он не был поборником богатых высших классов; напротив, большая часть его книги направлена против тех, кто приобрел богатство за счет бедных. Он верил, что Израиль скоро постигнет суд именно из-за злоупотреблений богачей. Двигаясь из своего южного края и предвещая Божий суд над царством, Амос прежде всего обращал свои пророчества против Севера.

Вступление к книге Амоса (1:1) относит его пророческое служение ко временам, когда Озия был царем Северного царства (783-742 гг. до н. э.), а Иеровоам был царем Южного (786-746 гг. до н. э.). Это было относительно спокойное и мирное время в жизни разделенного царства. Ни крупная иностранная империя на юге (Египет), ни ещё более крупная империя на северо-востоке (Ассирия), не представляли непосредственной угрозы спокойствию народов, живущих в «земле обетованной». Но скоро это должно было измениться. Амос предсказывал, что Бог воздвигнет царство против своего народа, ибо тот нарушил его волю и попрал его завет. Амос предрекал военные поражения и катастрофу. Как оказалось, он был прав. Через двадцать лет после мирного правления Озии Ассирия напрягла свои мускулы и напала, уничтожив Северное царство и рассеяв его народ. Но когда Амос делал свои ужасные предсказания, они, скорее всего, казались излишне мрачными, ведь евреи были вполне довольны своей жизнью, особенно те, кто за мирное время успел разбогатеть.
С самого начала своих пророчеств Амос задаёт тон, в котором продолжит всю свою книгу. Он грозит страшными разрушениями соседям Израиля. Разрушениями, которые совершит Бог в наказание за их грехи. Итак, сначала он изрекает пророчество против столицы Сирии, Дамаска, за его уничтожение меньшего города Гилада:

Так говорит Господь:
«За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от жителей Дамаска!
Ведь они Гилад обмолотили
салазками молотильными с железными зубьями.
Потому предам Я дом Хазаэля огню, …
Сокрушу засовы на вратах Дамаска,
лишу жизни властителя долины Авен». (1:3-5)

За развязанную войну жителей Дамаска ожидает поражение (пожар и разбитые врата). То же самое произойдёт с филистимским городом-государством Газой:

Так говорит Господь:
«За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от жителей Газы!
В плен всех подряд уводили они,
чтоб в рабы продавать в Эдоме.
Потому предам Я огню стены Газы,
и пожрет он городские чертоги ее.
Лишу жизни жителей Ашдода» (1:6-8)

И так далее. В первой и второй главе Амос в сходных выражениях обещает военное поражение и расправу семи соседям Израиля. Легко представить себе его читателей в Израиле, которые согласно кивают головами: «Так им и надо! Именно этого они и заслуживают – пусть Бог их накажет!»

Но вот Амос переводит указующий перст на самих израильтян, и с тем же пылом объявляет им, что они сами будут жестоко наказаны Богом, которого они считали своим сторонником:

Так говорит Господь:
«За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от Израиля!
Там прибыли ради продают в рабы
человека порядочного,
и нищего - за пару сандалий;
по головам бедняков ходят,
как по пыльной дороге,
некуда там человеку слабому податься;
и отец и сын его блудят
с одной и той же девицей,
оскверняя святое имя Мое...
Так знайте же: придавлю Я вас, застонете вы,
под гнетом застонете, как повозка,
снопами груженная,
так что и проворный убежать не сможет,
и могучий всякой силы лишится,
и даже самый опытный воин
жизни своей не спасет;
не устоит и лучник умелый,
не помогут и самому быстрому ноги его,
и никакой всадник не сохранит жизни своей.
В тот день самый храбрый из воинов,
оружие свое бросив, в бегство обратится!“ -
это вещее слово Господне». (2:6-16)

Грехи собственного народа Божьего, Израиля, приведут к военному поражению. Это грехи как социального, так и религиозного характера. В социальном плане люди угнетали бедных и нуждающихся, и самым скандальным образом нарушали закон, данный Богом (отец и сын занимались сексом с одной и той же женщиной; см. Левит 18:15, 20:12). Как далее указывает Амос, эти грехи особенно серьёзны, потому что Израиль должен был быть Божьим избранным народом, и поэтому его наказание будет тем более суровым: «Из всех народов земли вас одних я избрал, потому и будете вы в ответе за все беззакония ваши» (3:1). Более того, характер этого наказания четко прописан: «противник обложит эту страну, сокрушит силу твою и ограбит твои чертоги» (3:11). Для Амоса грядущий военный разгром и политический кошмар – это не просто неудачный исход человеческой истории; это замысел Бога, и сам Бог посылает будущую катастрофу. В особенно запоминающемся отрывке Амос доносит свою мысль, задавая ряд риторических вопросов, каждый из которых в качестве ответа предполагает решительное «нет!».

Пойдут ли двое вместе,
если о том не сговорятся заранее?
И лев огласит ли рыком своим заросли,
если не увидит добычи?
Подаст ли он голос из логова своего,
если ничего не поймает?
Попадет ли птица в силки на земле,
если они без приманки поставлены?
Захлопнется ли ловушка,
Если тревогу в городе рог вострубит,
не вызовет ли это беспокойства в народе?
Так же и бедствие, коли пало оно на город,
разве не Господь за ним стоит? (3:3-6)

Риторика отрывка вынуждает читателя ответить «нет» и на последний вопрос. Единственная причина, по которой приходит беда, это то, что сам Господь приносит ее. Это может показаться жестоким, но, согласно Амосу, в исторической ретроспективе Бог всегда так поступал со своим народом. В другом энергичном отрывке Амос заявляет, что Бог наслал всевозможные стихийные бедствия на свой народ, чтобы заставить его вернуться к нему и к его путям. Но народ не прислушался к его голосу и не вернулся. И поэтому Бог подвергнет его окончательному суду. Откуда взялись голод, засуха, разруха, мор и запустение, от которых страдает Израиль? По словам Амоса, они посланы Богом в наказание за грех как стимул для покаяния:

«Потому-то во всех ваших городах
оставлял Я вас голодными,
и есть вам было нечего,
давал почувствовать
недостаток хлеба во всех селениях,
и всё же вы не обращались ко Мне», -
так говорит Господь!
«Да, не давал Я вам дождя
все три месяца до самой жатвы…
и всё же вы не обращались ко Мне», -
таково слово Господне!
«Поражал Я урожаи ваши
жухлостью и ржавчиной,
оставлял засыхать ваши сады и виноградники,
смоковницы и оливы у вас саранча объедала,
и всё же вы не обращались ко Мне», -
говорит Господь!
«На иных среди вас моровое поветрие
Я насылал,
подобное тому, что в Египте было;
юношей ваших мечу предавал…
и всё же вы не обращались ко Мне», -
«Иных из вас Я сокрушал,
как некогда сокрушил Содом и Гоморру…
и всё же вы и тогда не обращались ко Мне», -
это Господа слово!
А посему Я, по сказанному уже тебе,
так и обойдусь с тобой, Израиль!
И если Я так поступлю с тобой,
приготовься встретить Бога своего, Израиль». (4:6-12)

В данном контексте встреча с Богом не выглядит удачной перспективой. Этот Бог насылает голод, уничтожает урожаи и убивает детей, и всё для того, чтобы вернуть себе народ. А если он всё равно не возвращается, то впереди его ждёт ещё худшее. А что может быть ещё хуже? Полное разрушение нации со всем её образом жизни.

Амос доносит ещё ту мысль, что лишь достойное поведение, а никак не соблюдение ритуала, способно привести народ Израиля к Богу. И он говорит слово Божие:

«Ненавижу, презираю ваши празднества,
торжественные собрания ваши Меня не радуют.
Всесожжения и жертвы хлебные,
с которыми вы приходите, неугодны Мне…
Избавьте Меня от громких песнопений ваших,
игру вашу благостную на арфах Я слушать не стану!
О если бы справедливость потекла,
как река в половодье,
и праведность - как поток неиссякаемый! (5:21-24)

Обманываются те, кто надеется оправдаться пред Богом лишь исполнением надлежащих ритуалов (ведь Бог сам повелел им соблюдать праздники и приносить ему жертвы), ничего не делая при этом ради социальной справедливости. Бог призвал к праведной жизни, но народ Израиля не послушал, и его постигла печальная участь. Грех вызывает гнев Божий и приводит к истреблению народа: “От меча умрут все грешники из народа Моего” (9:10).

В книге Амоса, в её дошедшем до нас виде, пророк действительно надеется, что Бог вернется к своему народу после того, как тот понесёт достаточное наказание. Большинство ученых считает это дополнением, приложенным к книге уже после того, как предсказанное разрушение произошло. Как бы там ни было, это соответствует логике Амоса, считавшего, что великие страдания постигают нарушителей воли Божией. Но стоит лишь искупить свои грехи страданием, как наступит возрождение:

Восстановлю Я благоденствие
народа Моего, Израиля:
вновь отстроят они заброшенные города
и жить будут в них,
виноградники снова насадят
и, как прежде, вино будут пить,
разобьют сады
и плодами их насладятся сполна.
Снова укореню их на земле их собственной,
и они никогда не будут выселены с земли,
Мною дарованной им», -
возвещает Господь, твой Бог. (9:14-15)

Это заключительное пророчество так и не исполнилось. На самом деле Северное царство Израиля не было восстановлено, и даже то, что потом стало известно, как Израиль (Южное царство Иуды), подвергалось разрушению не единожды, а многократно на протяжении многих лет. С другой стороны, более страшные пророчества Амоса исполнялись вовсю. Лет через двадцать-тридцать после Амоса ассирийский царь Тиглатпаласар III (745-727 гг.) вознамерился расширить зону своего влияния и нацелился на Сирию и Палестину. Лично он ещё не был ответственен за ужасные события, приведшие к разрушению Израиля, но вот его преемники были. События описаны в библейской Второй книге Царств. Ассирийские цари Салманасар V и Саргон II напали на Северное царство, осадили его столицу Самарию и, в конце концов, погубили город, истребив часть его населения. Многие из выживших были изгнаны, а представители других завоеванных народов были завезены, чтобы пережениться с оставшимся местным населением. Это была Ассирийская политика: переселяя потенциально опасных людей и создавая смешанные браки, они уничтожали любые остатки национального самосознания, чтобы через пару поколений нация прекращала своё существование. Так этнос Северного царства Израиль исчез с лица земли навсегда.