Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что об отпевании самоубийц
anchoret
anchoret
Вот понял, что ответить хотелось бы здесь на несколько комментариев сразу, поэтому проще оптом и у себя. Рассказываю, как всё обстоит на самом деле. Несколько справедливых мыслей, ранее обнародованных в комментах к указанному постингу, возможно, и повторю.
Первое. Отпевание, как таковое, действительно не является пропуском в рай. Даже Разрешательная молитва, читаемая иереем над телом усопшего (не важно - самоубийцы или умершего иначе), отнюдь не является прощением всех его грехов, а только тех, которые тот осознал, но не донёс до исповеди в силу забывчивости или просто, знаете, не успел. Т.е. смысл заупокойной службы умещается в краткие слова молитвы "Господи, прости грехи и даруй Царствие Небесное усопшему рабу Твоему имреку", и никакой магии здесь нет. Ах, не отпели, мол, значит всё - не будет ему жития в Царствии Божием, (и наоборот: отпели кого-угодно - значит он "устроен" в обителях небесных).
Второе. Почему, собственно, у нас не принято отпевать самоубийц? Очень просто: это люди, которые не захотели претерпеть до конца отмеренные им испытания и самостоятельно покусились на то, что лежит единственно во власти Божией - человеческую жизнь. Точно так же у нас не положено отпевать и убийц в том случае, если они не раскаялись в содеянном. И, напротив, самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния, отпевать можно (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству - не успел бы покаяться - и его бы не отпевали).
Третье. Есть люди, которые, по всей видимости, совершили самоубийство, но их всё равно отпевают. Это, во-первых, душевнобольные, не отдающие себе полного отчета в своих действиях. Случайные самоубийцы - т.е. не рассчитавшие дозу алкоголя, выпившие по ошибке яд, случайно разрядившие в себя ствол при чистке оружия, вывалившиеся из окна, желая просто попугать родственников или пошутить над друзьями, инсценируя попытку самоубийства и т.д. и т.п. Во-вторых, это те, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой. Это, наверное, не нуждается в пояснении - таковые не только не осуждаются, но сподобляются венцов небесных, как положившие души свои за други своя.
Бывают более сложные случаи: например, человек запутался в отношениях с ОПГ ("мафией", типа), покончил с собой, чтобы избавить свою семью и ближних от дальнейших неприятностей - например, идти по миру с сумой. Ход уже спорный, заслуживающий разбирательства*, но и таковых, как правило отпевают. Никогда, насколько я знаю, Церковь не лишала христианского погребения и тех своих чад, которые предпочли наложить на себя руки, чем быть поруганными от насильников.
А теперь, собственно, о тех, кто был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство (как в случае с Есениным, который тогда сразу же и был отпет, невзирая на официальную версию самоубийства). Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство - т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений, и т.п., то отпевание, как правило, совершается.
И вообще в последнее время у нас, обычно, разрешают отпевать самоубийц, если только это не был человек известной антицерковной направленности. Правда, отпевать их разрешают, в основном, заочно. Мне лично этот подход непонятен.
И ещё расскажу случай, бывший с одним священнослужителем, который решился на отпевание очевидного самоубийцы. Там случай был такой: молодой парень, наркоман. (Наркоманов и пьяниц вообще-то отпевать не положено, как совершающих медленное самоубийство). А этот (я запомнил его имя, редкое - Юлиан, упокой его, Господи) вроде бросил употреблять наркотики, лечился, а потом внезапно умер от передозировки. Т.е. криминал, вроде, полный. Идя навстречу настойчивым просьбам его матери, усопшего того отпели. После службы о. И. подошел к матери и сказал: "Вы знаете, он не самоубийца. Поверьте моему опыту, у меня были самые разные случаи. Мне было очень легко молиться о нем, здесь ошибки быть не может".
Надо сказать, что о.И. глубоко чужд каких бы то ни было экзальтаций, поэтому его свидетельство стоило дорого. Когда он служил панихиду по новопреставленному на сороковой день, то узнал от его мамы, что, как выяснилось, имела место врачебная ошибка - Юлиану неправильно назначили препарат, приведший в летальному исходу.

-------------------------------------
*Разбирательство производится духовными властями, т.е. епархиальным архиереем. На самом деле, в больших епархиях, вроде московской, правящий архиерей этих вопросов даже не касается и ничего о них не знает - разрешения на отпевание выдаёт дежурный священник в канцелярии ("член группы по церковно-каноническим вопросам"). Как правило, всё-таки, выдаёт.

  • 1
\\Во-вторых, это те, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Самоубийство - смерть ради смерти.

Самопожертвование - смерть ради жизни.

Я знаю. Оговорился специально, чтобы избежать вопросов. Но не избежал исправлений и дополнений.
Вот Вы только не думайте, что самоубийцы всегда хотят умирать, ага.

Да, в одном недавнем жж-споре - не помню уж, где, - я открыл важную вещь. Все практически спорщики - люди внешние - считали, что неотпевание = какому-то вечному проклятию от имени церкви. И соответственно, негодовали - я бы тоже негодовал, кабы оно было так.

все-таки умерших от перепоя (передоза) тоже не отпевали раньше, да и нет смысла их отпевать, хотя прямого запрета в канонах нет.

Смысл, как раз, есть, если это было непреднамеренный случай. Я помню мальчика, который вообще первый раз выпил на студенческой гулянке, и не так уж много, казалось бы. А результат - алкогольная кома, смерть.
Раньше у нас много забобонов бывало, отчасти носивших, впрочем, назидательный характер. Но какое может быть назидание в том, что случайно опившегося (вовсе не пьяницу) - не отпевали, а обожравшегося до заворота кишок блинами на масленицу или яйцами на Пасху - отпевали?

опятьже само содержание, текст отпевания, оно вообще с расчетом как будто на святых

Да, поэтому, например, некоторые слова логично опускать даже при "рядовом" отпевании. Какой он, на хрен, "верный раб", когда и порога церковного в жизни не переступал, а если и заходил свечку воткнуть, то уж к церковным таинствам никак не прибегал?
Или какое может быть "блаженное успение" у того же удавленника, хоть бы и полоумного?

Спасибо, очень интересно.

«Прояснилось» :)

По каким критериям будем различать самоубийц психически больных и психически здоровых? Психиатрия и церковный канон... Конь и трепетная лань...

Что-то кони мне попались привередливые

Так же, как и не самоубийц.

действительно не отпевают пьяниц (и кого считают пьяницей?)? честно говоря, первый раз об этом слышу. но ведь курильщика например тогда тоже можно считать самоубийцей?

Вот здесь уже об этом было немного

о, я думал себя убивать никак нельзя
у Фуделя есть такое место в воспоминаниях:
"Друг мой, созвавший капеллу, перед этим все спрашивал меня: "Вот я приеду в лагерь. Могу ли я покончить с собой?" Он допытывался, конечно, не о технике этого дела, а хотел узнать: если он это сделает, позволит ли ему Господь подходить вот такой русской ночью к чуть задремавшему перед утреней Китежу? Он спрашивал и все глядел на меня тревожными и доверчивыми глазами. У него было очень тяжелое следствие, а был он человек слабый, был он русский интеллигент. Я то отмалчивался, то отвечал ему формально. И он спросил: "Вы отвечаете формально?" И я сказал: "Да".

Наркоманов и пьяниц вообще-то отпевать не положено, как совершающих медленное самоубийство.
Вот думала, думала... Отче Анахорете, но тогда и курящих должно быть не положено отпевать. А так же тех, кто "благочестия" ради отказывается от лечения: ведь тоже на самоубийство потянет... где граница тогда?

Ну, с курением всё не так очевидно, коль скоро есть, и немало, курильщики-долгожители. Но я уже писал где-то в комментах, что вообще это правило не носит всеобще-обязательного характера. Границу провести сложно, конечно, поэтому всегда, когда есть сомнения, обычно руководствуются принципом икономии.

Дай Бог здоровья тому священнику, что отпел мальчика.

Ваши молитвы услышаны - я болею, а ему, хотя мы с ним постоянно общаемся, ничего не делается ))

что делать тем людям, которые знают, что довели до самоубийства? интересно воздействие молитвы за самоубийцу именно от такого человека

Что делать? Каяться. Срубил дерево - посади два. Молиться за него, подавать милостыню. Конечно, такая молитва, если она постоянная, искренняя и усердная, будет действенна. "И крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные" ©

так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству - не успел бы покаяться - и его бы не отпевали
Благословите, отче!

Не могли бы Вы более подробно обьяснить почему дуэлянты приравнивались к самоубийцам? Точно ли это так?
Я не понимаю, как несчастные безвольные жертвы дуэлей могут быть приравнены к самоубийцам. Вы представьте себе, молодой человек зажатый ложным чувством чести, достоинства, стыда и приличия, попался в ловушку дуэли и погиб. Мало того, что молодая жизнь оборвалась слишком рано и без покаяния, его еще и приравнивают к самоубице, т.е. лишают церковной молитвы. Как-то это не вяжется. Трудно мне поверить в такую жестокость. Интересно, когда появилось такое правило.
Заранее благодарю за разьеснение.

Запрет на отпевание дуэлянтов в русской церкви возник сразу, как только это явление просочилось с Запада в наше Отечество - при патриархе Адриане. На Западе, соответственно, так было заведено уже раньше, но когда именно, ещё в рыцарские времена поединков, или позже, я сказать не могу, зане несведущ.
"Безвольной жертвой" участника дуэли вряд ли можно назвать, ведь он сделал свой выбор сам, какими бы ни были "смягчающие обстоятельства" - социальные условия, собственные заблуждения или просто глупость. Если это был человек верующий, принадлежащий Церкви, то он не мог не знать, как Церковь смотрит на дуэль, и всё же предал Церковь. Если же, напротив, невзирая на формальное крещение, он не был человеком Церкви, то почему она должна за него молиться, как за своего члена? И это не жестокость, а любовь и мудрость: история знает множество случаев, когда именно эта церковная мера отвратила людей и от участия в дуэли, и от самоубийства.

Вот еще случай, когда так нужна и так горестно отсутствует церковная молитва: похороны самоубийцы. В лютеранском служебнике (или не помню, как еще называется у них эта книга) я читал замечательный образец пасторской проповеди на таком погребении. К сожалению, ничего я не записал, запомнил только главные мысли. Человеку было очень тяжело, он очень унывал, ужасны были ураганы, заставившие искать упокоения души в безумном поступке. А вокруг была такая душевная холодность, такое безучастное отношение, что несчастный не подумал в своей беде к нам обратиться. Мы виноваты в этой страшной смерти. Покаемся же, проверим себя, свое душевное устроение, свое отношение к ближним... Кака известно, лютеране не молятся об усопших; но вот - нашли в самоубийстве суровый урок для живущих. А мы молимся за усопших, мы справедливо считаем это великим преимуществом нашего исповедания - и оставили без молитвы такой исключительный случай, когда от нас требуется особенно усиленная церковная молитва.
Свящ. Сергий Желудков, "Литургические заметки"

Мне кажется, далеко не всегда так. Если только это не вопиющее доведение до самоубийства, то самоубийцы, как правило, настолько зациклены на себе, что будь вокруг океан любви и понимания, они всё равно нырнут не в него, а в асфальт. Что не значит, конечно, что они не достойны сожаления.

Вот интерестно, где в Библии или в Евангелиях сказано, что самоубийц отпевать нельзя, или это патриарху позвонили непосредственно Сверху и сказали: "Неположено!" ?

А где в Библии или в Евангелиях сказано, что самоубийц отпевать можно? Каков вопрос, таков ответ...
На самом деле, это церковно-дисциплинарная практика, выработанная в веках. У неё есть своя история, есть свои обоснования, есть свои ограничения. Не патриархом это придумано, так что на него шишки валить бессмысленно.

спасибо, разъяснено весьма подробно

(Deleted comment)
(Deleted comment)
  • 1
?

Log in

No account? Create an account