Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Барт Эрман. Проблема Бога. Гл.1, Ч.2


Я знал, что за словами этой искренней и благонамеренной молитвы скрывалась самая суть библейского послания. Для авторов Библии Бог, создавший этот мир, есть Бог любви и могущества, который вступается за верных ему, чтобы избавить их от боли и печали, и даровать им спасение – не только в мире грядущем, но и в этом мире, где мы живем сейчас. Это Бог патриархов, который отзывался на их молитвы и творил чудеса для своего народа; это Бог исхода из Египта, который спас свой страдающий народ от горечи рабства; это Бог Иисуса, который исцелял больных, давал зрение слепым, ставил калек на ноги и насыщал голодавших. Где этот Бог теперь? Если он сошёл во тьму и всё изменил, почему всё осталось без изменений? Почему больные по-прежнему страдают от невыносимой боли? Почему дети по-прежнему рождаются с врождёнными дефектами? Почему маленьких детей похищают, насилуют и убивают? Откуда эти засухи, заставляющие миллионы голодать, ужасно и мучительно жить, чтобы потом также ужасно и мучительно умереть? Если Бог вмешался и спас воинства Израиля от их врагов, почему он не вмешается сейчас, когда полчища варваров и садистов беспощадно громят и сметают целые деревни, города и даже страны? Если Бог трудится в этой тьме, насыщая голодных чудесным умножением хлебов, то почему один ребёнок – просто ребёнок! – умирает от голода каждые пять секунд? Каждые пять секунд.

«Ты сошёл во тьму и всё изменил. Сойди же во тьму снова». Да, я хотел бы присоединиться к этой молитве, верить этой молитве, посвятить всего себя этой молитве. Но я не мог. Тьма слишком глубока, страдание слишком сильно, божественная безучастность слишком очевидна. За то время, что шла служба в Рождественский сочельник, в мире больше семисот детей умерло от голода, ещё двести пятьдесят из-за грязной питьевой воды и ещё около трёхсот человек умерло от малярии. Не говоря о тех, кто был изнасилован, искалечен, подвергнут пыткам, расчленён и убит. Не говоря ни о невинных жертвах индустрии торговли людьми, ни о тех, кто по всему миру страдает от нищеты, ни об обездоленных гастарбайтерах в нашей собственной стране, ни о бездомных и страдающих от психических заболеваний. Не говоря и о безмолвных страданиях, которые приходится ежедневно испытывать многим миллионам сытых и благополучных: боль детей с врожденными пороками развития, детей, погибших в автокатастрофах, детей, бессмысленно забранных лейкемией; боль от разводов, разбивших семьи; боль от потери работы, потери средств, потери перспектив. И где же Бог?

Некоторые люди думают, что знают ответ. Или их не беспокоят эти вопросы. Но я не из этих людей. Я напряженно размышлял над этими вопросами многие, многие годы. Я слышал ответы и даже если когда-то сам их «знал» и был ими удовлетворён, то теперь нет.

Кажется, я знаю, когда страдание начало быть для меня «проблемой». Тогда я ещё был верующим христианином, точнее, тогда я был пастором Принстонской баптистской церкви в Нью Джерси. Это было не само страдание, с чем я имел дело на приходе – разрушенные браки, финансовые затруднения, самоубийство подростка – что заставило меня начать задумываться, а нечто происходившее за пределами церкви, в академии. В то время, помимо работы в церкви, я писал докторскую диссертацию и на полставки преподавал в Университете Рутгерз. (Я был тогда прилично загружен. Вдобавок ко всему, я успел жениться и у нас было двое малышей). Один из курсов лекций, что я вёл в тот год, был для меня новым. Прежде я в основном читал лекции по Еврейской Библии, Новому Завету и посланиям Павла. Но тут меня попросили провести курс под названием «Проблема страдания в библейской традиции». Я был не против такой возможности, поскольку она показалась мне интересным способом приблизиться к Библии: изучение ответов, данных различными библейскими авторами на вопрос о том, почему есть страдания в мире вообще и, в частности, среди народа Божьего. Мне было очевидно тогда и очевидно сейчас, что разные библейские авторы обладали разными ответами на вопрос, почему страдает народ Божий: некоторые (например, пророки) думали что страдание посылается Богом в качестве наказания за грехи; иные считали, что страдание исходит от вселенских врагов Бога, поражающих людей именно за то, что они пытаются вести себя в соответствии с Божьей волей; другие полагали, что страдание является неким испытанием, позволяющим увидеть, сохранят ли люди твердость веры вопреки своим страданиям; остальные считали, что мир – это необъяснимый бардак и нам остаётся «есть, пить и веселиться», пока мы можем. И так далее. Мне и тогда казалось, и кажется сейчас, что для того, чтобы увидеть богатое разнообразие библейского наследия иудеев и христиан, помимо прочего нужно понять, как разные авторы ответили на этот фундаментальный вопрос о страданиях.

И вот для этого курса студенты собирают множество текстов со всей Библии, дополнительно берут несколько известных книг, где говорится о страдании в современном мире – например, такую классику, как «Ночь» Эли Визеля с ужасающим описанием жизни в Аушвице, где он оказался подростком, бестселлер раввина Гарольда Кушнера «Когда с хорошими людьми случаются плохие вещи» и гораздо менее известное, но невероятно трогательное переложение истории Иова Арчибальдом МакЛишем – пьесу «Джей Би». На занятиях студенты исписали массу бумаги и каждую неделю мы обсуждали соответствующие места из Библии и дополнительных книг.

Семестр я начал с изложения перед студентами классической постановки «проблемы» страдания и объяснения термина «теодицея». Слово «теодицея» было придумано великим интеллектуалом и эрудитом семнадцатого столетия Готфридом Вильгельмом Лейбницем, написавшим пространный трактат, в котором он пытался объяснить, зачем и почему в мире существует страдание, если Бог всесилен и желает людям абсолютного добра. Термин составлен из двух греческих слов: θεός, означающее «Бог», и δίκη, означающее «правосудие». Другими словами, теодицея касается проблемы того, как Бог может быть “справедливым” или “праведным”, учитывая тот факт, что так много страданий в мире, который, как мы полагаем, он создал и полностью контролирует.

Поскольку философы и богословы обсуждали теодицею на протяжении многих лет, они разработали своего рода логическую проблему, которую необходимо решить, чтобы объяснить страдания в мире. Проблема заключена в трёх допущениях, каждое из которых по отдельности выглядит истинным, но при этом противоречит остальным. Вот они:

Бог всемогущ.
Бог всемилостив.
Существует страдание.

Как три этих высказывания могут быть истинными одновременно? Если Бог всемогущ, то он может делать всё, что хочет и, следовательно, может исключить страдание. Если он всемилостив, то очевидно желает людям только добра и, следовательно, не желает их страдания. А люди страдают. Как это можно объяснить?
Tags: god's problem
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments