Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о "системе"
church business
anchoret
Ещё одна иллюстрация на тему, почему я терпеть не могу церковную систему, презираю её и недолюбливаю людей, в ней сотрудничающих. Может, и неплохой человек сам по себе (ну вдруг), каждый член этой организации несёт на себе каинову печать карьериста с чернильной душой.
Один мирянин в меру сил заботился о церкви, помогал становлению православного прихода в зарубежье, награждён церковной медалью, отмечен грамотой ОВЦС. Сам человек церковный, племянник благочинного, в духовных чадах у архим.Макария из келии Маруда. (Некогда на Афоне и я познакомился с о.Макарием, и он произвёл на меня самое благоприятное впечатление, при всей моей предубеждённости по отношению к кутейному сословию). Неглупый человек - доктор наук и профессор кафедры зарубежного университета. И тут - рак мозга. Когда диагноз стал уже приговором и самочувствие ухудшилось до предела, он попросил о монашеском постриге, к которому, будучи человеком неженатым, склонялся последние годы. Поскольку в тот момент он находился в Италии и по своему состоянию уже не мог куда-либо выезжать, то обратился с прошением к тамошнему архиерею - представителю ОВЦС. И началось.
Счёт шёл на дни, но церковная канцелярия словно бы специально начала тянуть время - типа, само как-то рассосётся: не станет человека, исчезнет и "проблема". Я не стану пересказывать все перипетии проволочек, которые были придуманы церковными бюрократами. Они смешны сами по себе и вызывают тошноту в контексте данной истории. Казалось бы - чего вам, собаки, ещё надо? Человек при смерти, имеет доброе свидетельство от церкви, которой немало послужил, вам даже дорогу готовы оплатить хоть из самой России! Дело чести, казалось бы. Мне казалось, во всяком случае. Не-ет, они "собирают документы".
Дело кончилось тем, что прилетел сам о.Макарий и совершил постриг. Он не мог прилететь сразу, на нём серьёзное хозяйство, и всю прошедшую неделю усердно молился, чтобы его там дождались, если не появится другого иеромонаха.
Теперь можно помолиться о монахе Серафиме и нужно задуматься о своем месте в системе взаимоотношений с церковью, если в этом плане у вас (ну вдруг) ещё были какие-то иллюзии.

  • 1
Да, система ужасна. Но я еще не дочитал до конца, когда понял, что найдется человек, которому будет на нее наплевать, а важнее сделать дело. Пока так бывает, не все еще потеряно.

Обычно в полемике с атеистами я проводил аналогию церкви с государством. Государство, мол, не для того, чтобы был рай на земле, а чтобы на земле не было ада. Но сам уже давно в эту аналогию не верю.

Давно не надеюсь на организации. Есть только люди. Попадаются иногда. Но как раз на всяких нужных должностях в организациях - почти никогда.

нет, у нас давно уже нет никаких иллюзий
за монаха Серафима помолимся, держите в курсе событий

Edited at 2017-11-20 08:20 pm (UTC)

Раз молитесь, значит, какие-то ещё есть.
Если меня проинформируют о дальнейшем положении вещей, я поделюсь, конечно.
И, да. Строго говоря - он схимонах. В греческой традиции наша малая схима воспринимается как недоразумение. Ну, или как у нас рясофор. Там если уж стригут, то по полной.

А у монаха Серафима (да поможет ему Господь) тоже иллюзии? Не думаю, человек стоит у черты. У С.И.Фуделя много размышлений на тему церковных злоупотреблений, но святость встречается именно потому, что трудов великих требует. А будь все просто - откуда святости взяться? И еще такая мысль, не стоит благодеяниями своими обольщаться, особенно в отношении неблагодарной коррупционной организации, сами-то получили несоизмеримо больше практически в дар. Не от организации, имхо. А вообще, есть такая организация, в которой нет злоупотреблений? (это не в оправдание безобразий)

Безотносительно данной ситуации в ваших рассуждениях бросается в глаза несколько моментов. Первое, если человек стоит у черты, это не значит, что у него нет иллюзий. Второе, никак не объясняет существование святости необходимость трудов. Встречается много других вещей, не требующих труда, да и святые тоже разные бывают. Про святого по самому устроению своей души даже есть монашеская присказка: "свят, но неопытен". И здесь не было речи о том, что человек будто бы обольщается своими благодеяниями, это даже оскорбительно. Это я, глядя со стороны, обращаю ваше внимание на то, что не с улицы человек зашёл, но системе наплевать даже на него. А чтобы кто-то чем-то обольщался - это вы опрометчиво сказали.

По поводу обольщения. Я не имела в виду конкретного человека, даже писала во множественном числе, просто приведенная ситуация лишний раз убедила меня в этой мысли. Но если чем оскорбила - простите. В остальном вы правы.

Система, конечно, безжалостна, это все очень печально.. Но ради Бога, объясните мне смысл этих постригов перед смертью? Это ж чистой воды недоразумение? Всегда думал, что монашество это прежде всего жизненный путь, аскетический путь отсечения своей воли и следования за Христом. Понятно, что это блажь, последняя воля умирающего и т.д. Но какое отношение это имеет собственно к монашеству, совершенно непонятно.И какая разница в молитве за болящего р.Б.(имярек)или за болящего монаха (имярек). Ну и, собственно, обеты целомудрия, послушания и нестяжания звучащие от человека на смертном одре это вообще странновато как то. В чем для христианина может быть плюсом умереть монахом? Извините, что так не в тему, за монаха Серафима молюсь.

Тоже самое примерно думал, может надеется на выздоровление?

Я не сердцевед, но думаю, что вряд ли. Это как-то слишком похоже на пошлую сделку.

Ну мне самому все эти харизматические опыты не очень близки, но давайте я попробую выступить в роли адвоката. Разумеется, далее мы говорим об адекватных людях, а не кликушах.
Смысл предсмертного пострига прост: это акт сугубого покаяния. У наших монахов, например, обычно малосхимников, тоже есть (необязательная, но уважаемая) традиция принятия перед смертью великой схимы. Недоразумение? Или они понимают что-то, чего не понимаем мы? (Вариант "не понимают того, что понимаем мы" не рассматривается - я же здесь типа адвокат, а не прокурор). К монашеству это имеет то отношение, что монашество - это самое консервативное направление духовного делания в христианстве. Если консерваторы перестанут быть консерваторами, калабуховскому дому настанет крышка. Так что пусть резвятся, наверное.
Разницы между тем, как поминать в молитве болящего, для стяжавшего мир в душе и молящегося на воздусях нет никакой. Для прочих же это не только вопрос церковного этикета, но и психологически мобилизующий фактор. За болящих и вообще людей в ранге "отцов" молятся более ревностно, не мне вам рассказывать.
Что до обетов целомудрия, послушания и нестяжания, то вы почему-то пропустили два самых важных - поста и молитвы. У человека, который готовится перейти черту, отделяющую жизнь от смерти, это всерьёз. И существует немало притчей, раскрывающих тему одного дня, прожитого праведно, как перевешивающего всю прочую жизнь. А у новопостриженного, я вам скажу по секрету, как крылья вырастают. Это потом пройдёт, разумеется, но это есть. И это ощущение очень важно для проживания своих последних дней. Не знаю, ответил или нет, но вот как-то так.

Edited at 2017-11-21 08:21 pm (UTC)

Спасибо, отче. Это важно.

Всегда сторонилась церковной системы - до стыдного состояния сторонилась. Даже прихожанкой не стала. Точнее, перестала быть после переезда в другой город. Прежний приход далеко, а в ближних "своей" не стала и не стать уже.

Но стала заниматься с детьми в прежнем приходе (один раз в неделю приехать только на занятия несложно). Вынуждена входить в тесный контакт с матушкой-энд-компани. Трудное это дело, однако. Сбежать бы. Дистанцироваться бы на прежнее безопасное расстояние, где нет обязаловки присутствовать на архиерейских службах, рапортоватьи т.п. И всё-таки что-то держит. Дети держат. Их глаза, из радость от занятий, их живой неподдельный интерес к жизни, и сочувствие к нимчто-то вроде сочувствия к ним...


***
Помощи Господа ново(как-правильно-дальше-назвать?) Серафиму.



**
***
Спасибо, что Вы вернулис в ЖЖ.

Схимонах Серафим по-нашему.
Спасибо за участие.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account