Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о миссионерстве
reader2
anchoret
Когда понял, что дальше откладывать уже неприлично и таки прочитал "Византийское миссионерство" С.Иванова, то с интересом узнал много нового. Оказывается, концепция "Солидный Господь для солидных господ" является совершенно византийской. Византийцы не считали возможным сделать из варвара христианина, а главным мотивом, побуждающим иноверцев принять христианство, было желание приобщиться к культурной и военной мощи империи. Но сами ромеи плевать хотели на миссионерство, не считая его достойным занятием. Званием "равноапостольных" наделяли сплошь тех, кто рулил уже крещёным народом. Само обращение новых адептов считали делом промысла, в отношении ближайшего окружения империи видели его пользу исключительно как способ превращения врагов в союзников. При столкновении с чужой культурой с крайним ригоризмом навязывали собственную, воспринимая её третьестепенные детали едва ли не самой важной частью христианства.
«Византийская церковь, несомненно, многое сделала, чтобы вызвать доверие у варварской паствы, но не следует думать, будто эта перемена носила принципиальный характер. Базовым отношением оставалась все же брезгливость.»
Самое смешное, что империя давно погибла, а греки в данном отношении остались прежними.
«В XIX в. — 1–й пол. XX в. греческие богословы не раз заявляли, что миссионерство — это институт, чуждый духу православия. ... Современное греческое богословие прямо заявляет, что православное восприятие миссионерства не имеет ничего общего с «присущей Западу склонностью отождествлять миссию с активизмом и организацией».
Хотя нет, есть кое-что ещё смешнее. Помните, как все негодовали, когда Чаплин, будучи ещё при должности, защищал внешний лоск и преизбыточествующий достаток князей церкви? Так вот получается, что с точки зрения ромея он был совершенно прав. Увидев богатство, силу и мирскую славу иерархов, варвар немедленно хотел того же, после чего вопрос крещения становился для него чисто технической деталью. Хотя случались и осечки.
«Картина взяточничества и склоки внутри византийского клира, открывшаяся Ольгерду в связи со спорами о Русской кафедре, так поразила князя, что он «со множеством подданных» отказался креститься, заявив, что лучше уж поклоняться солнцу, чем тому бесу любостяжательства, который сделался ромейским идолом. Ольгерд умер язычником, а в 1386 г. Литва, объединившаяся с Польшей, приняла католичество. Византия упустила свой последний шанс на религиозную экспансию.»

  • 1
Спасибо! Как же я упустил из виду такую ценную книгу?
Есть ведь еще причина: миссионер должен призывать обращаемого усомниться в верности собственной традиции и вместо того довериться своему опыту. А как только он оказывается внутри православия, от него требуют поворота на 180 градусов: надо слепо доверять преданию и ни в коем случае не доверять личному опыту. Но люди не могут так радикально меняться. Тогда зачем православию такие обращенные? От них одни проблемы потом.
Лучше договориться со светской властью, чтобы она крестила всех подряд, если нужно, из-под палки. Тогда среди формальных православных в каждом поколении найдутся желающие идти в монахи. А монашество по факту и есть православие.
Где в этой картине место для миссионерства? Его нет, конечно.

Да они и со светской ради этого не особо договаривались, как в случае с болгарским Борисом - крестился сам (а его сын, например, не стал), и пофиг на остальных. Становятся понятны всякие загадочные моменты истории вроде взятия Корсуни Владимиром для того, чтобы там креститься.

Вот, кстати, Вы над фильмой глумились, а пелевинская формула там разъяснялась.

Над каким фильмом?

Но фильма-то всё равно говно ацкое.

Вы, так полагаю, готовы огласить список лучших фильмов про те времена?

Непонятно, с чего вы так решили. Я вообще вряд ли вспомню хоть какие-то фильмы - они все приблизительно равнофантазийны и не предполагают никакого предварительного знакомства с реалиями и историей у своих зрителей. Другое дело, что среди них некоторые обращают на себя особое внимание своим выдающимся трэшем.

Лучших, я имел ввиду лучше чем викинг. Потому, как если альтернативы не названо, то попахивает очернительством.

Ну пусть так.

Вроде бы сейчас Александрйиская церковь все же миссионерит по привычному пути: школы там всякие открывает для туземцев, больницы и прочее. Потому что сейчас иной вариант миссии не прокатит.
А в страдодавние времена, когда Византия существовала, думаю, что и западные христиане навряд ли миссионерили. Неужто Августин Кентерберийский или Бонифаций ходили по деревням англов или германцев и проповедовали им Христа? Таким же привычным способом действовали: королей да вождей обращали, а далее уже эти неофиты в короне своих подданных миссионерили по самые помидоры.

Ошибаетесь. Западные, как раз, миссионерили, как сорвавшиеся с цепи. В частности, по пресловутым деревням ходили монахи, которые напрашивались на трендюли: их сверхзадачей было мученичество. В Византии же всякое бродяжничество монахов строго порицалось и наказывалось. Да вы книжку почитайте. Или хотя бы Заключение в конце - там все основные выводы представлены.

Прочту))) Вот дочитаю "Золотую ветвь" Фрэзера и за Вашу примусь)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account