Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о Тирсе
anchoret
anchoret
Попала мне тут в руки греческая популярная книжечка о Рождестве в жанре "изложение по картинке". Сразу потянулся к "любимому" месту - сидящему в углу Иосифу со стоящей напротив него фигурой. Так и есть: ссылка на Евдокимова. Вот чёрт. Вообще за последнюю тысячу лет уголок Иосифа вполне мог бы стяжать имя "живого" за царившую в нём довольно оживлённую атмосферу. Как на бородинском редуте, "все промелькнули перед нами, все побывали тут" - в разных иконописных изводах Иосифу предстояли старцы, пастухи, пророки, ангелы и чёрт. О последнем и речь.
Я в своё время изрядно полазил по апокрифам, но не припоминаю такого, на который мог бы сослаться д.П.Евдокимов, когда писал, что "перед Иосифом стоит диавол в обличии пастуха Тирса, на некоторых иконах он изображается в виде старика с рогами и хвостом". (Павел Евдокимов, "Богословие иконы. Искусство красоты"). Смысл данного предстояния - внесение смуты в помыслы Иосифа. Часто эта вполне себе пастушеская фигура с посохом (кстати, тирс - это и есть увитый плющом посох) трактуется как "старец скаредного вида", который капает озадаченному плотнику на мозги: "Как этот посох, лишенный жизненных соков, не может покрыться листвой, так не может родиться ребёнок от подобного тебе старика, и не может зачать дева". В менее радикальных толкованиях этот персонаж называется "старец-сомнение", хотя это просто пастух, который, судя по композиции, совсем наоборот и вопреки сомнениям Иосифа воспроизводит ему весть, полученную от ангелов (на это намекает соседняя сцена омовения младенца из апокрифического евангелия псевдо-Матфея, потому что и в тексте свидетельство пастухов идёт сразу за показаниями повитухи). Единственный пастух Тирс, известный мне, это герой барочного стихотворения "Лишился Тирс пастух веселья своего, с Кларисою своей прекрасною расстался..." Может, это какой-то поздний западно-европейский апокриф? Сам Евдокимов ссылки не даёт, хотя в других местах он на них не скупится. Но вообще иконография византийская, на Европу я подумал лишь потому, что д.Павел писал по-французски и активно пользовался европейской литературой.

  • 1
Насколько знаю, наиболее раннее упоминание об этом у Трубецкого. И все последующие подобные толкования упираются в него. Возможно, и у Евдокимова от туда же.

Ну а Трубецкой вообще ссылками читателям не досаждал. Но откуда-то ведь он это взял.
ЗЫ. Нашёл у Трубецкого: "С удивительным художественным тактом [древняя иконопись] умеет прикрыть бесовское личиной пастуха: диавольский характер инсинуации вы дает себя в нем лишь подлым изгибом спины. Среди множества иконописных изображений на эту тему, с которыми мне пришлось ознакомиться, я знаю только одно (в главке московского Благовещенского собоpa), где у «пастуха» намечаются еле заметные рожки." Про Тирса ни слова, остальное видно, что сам нафантазировал. Там небось папаха какая-то, нынешние клобуки старообрядцы тоже рогатыми обзывали.

Edited at 2017-01-11 10:46 pm (UTC)

Воля Ваша, конечно, но неубедительно; традиции вертепы устраивать чуть не тысяча лет, мало ли как там веровали. Вон у мексиканцев в явном виде чертенка сажают, нашептывать гадкое.


Ну до тех пор пока происхождение этой горгульи не будет объяснено, то и в качестве возражения она не годится тоже. )

Это туточки:

http://www.janbarboglio.com/Blog/Post/Manger

  • 1
?

Log in

No account? Create an account