Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что об удовольствии и смысле жизни

Совершенно мудацкая статья, осилил лишь три первых абзаца, но если кому-то удастся большее — поправьте меня. Ну да неважно.
Не являясь убежденным эпикурейцем, я давно и полностью согласен с главной мыслью: именно удовольствие (или наслаждение) является обобщенным смыслом человеческой жизни. Почему обобщенным? Потому что универсального смысла жизни не существует, каждый индивидуум обязан определить его для себя сам. Все эти благочестивые наставления про "стяжание духа святаго Божиего" – это всего лишь и только лишь благочестивое бла-бла-бла. Потому что Серафим говорил о своём личном видении и опыте, а безрассудно применять его к себе – удел безответственных духовных инфантилов. В конце концов, даже если принять эту формулу, её практическое содержание един хер останется сугубо индивидуальным – «что русскому хорошо, то немцу смерть», типа. Так что каким образом ты будешь стяжать свою духовитость, тебе придется решать самостоятельно.
Заметьте, что речь не идет о наслаждении любой ценой или в ущерб чужому удовольствию. И, как только вы это заметите, у вас отпадут сомнения в нравственной вменяемости максимы. (Это очень похоже на историю с фразой "цель оправдывает средства", которая по умолчанию воспринимается так, будто любая цель оправдывает любые средства, что не соответствует замыслу автора).
Короче, когда я слышу о том, что смыслом жизни человека (в частности, христианина) является страдание, его преодоление и очищение через него, рука, образно говоря, тянется к кобуре. Как правило, эту хрень можно услышать от совершенно банальных гедонистов или мечтательных романтиков. Не продавайтесь задёшево, держите большой палец на пульсе, указательный на спусковом крючке, и да пребудет с вами сила.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments