?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что об удовольствии и смысле жизни
armour of god
anchoret
Совершенно мудацкая статья, осилил лишь три первых абзаца, но если кому-то удастся большее — поправьте меня. Ну да неважно.
Не являясь убежденным эпикурейцем, я давно и полностью согласен с главной мыслью: именно удовольствие (или наслаждение) является обобщенным смыслом человеческой жизни. Почему обобщенным? Потому что универсального смысла жизни не существует, каждый индивидуум обязан определить его для себя сам. Все эти благочестивые наставления про "стяжание духа святаго Божиего" – это всего лишь и только лишь благочестивое бла-бла-бла. Потому что Серафим говорил о своём личном видении и опыте, а безрассудно применять его к себе – удел безответственных духовных инфантилов. В конце концов, даже если принять эту формулу, её практическое содержание един хер останется сугубо индивидуальным – «что русскому хорошо, то немцу смерть», типа. Так что каким образом ты будешь стяжать свою духовитость, тебе придется решать самостоятельно.
Заметьте, что речь не идет о наслаждении любой ценой или в ущерб чужому удовольствию. И, как только вы это заметите, у вас отпадут сомнения в нравственной вменяемости максимы. (Это очень похоже на историю с фразой "цель оправдывает средства", которая по умолчанию воспринимается так, будто любая цель оправдывает любые средства, что не соответствует замыслу автора).
Короче, когда я слышу о том, что смыслом жизни человека (в частности, христианина) является страдание, его преодоление и очищение через него, рука, образно говоря, тянется к кобуре. Как правило, эту хрень можно услышать от совершенно банальных гедонистов или мечтательных романтиков. Не продавайтесь задёшево, держите большой палец на пульсе, указательный на спусковом крючке, и да пребудет с вами сила.

  • 1

Да отец, все прям Иовы недоделанные. Согласен полностью


Да Вы прямо по блаженному Августину рассуждаете)))
Но невозможно же отрицать, что существуют люди, которые именно в преодолении трудностей видят счастье. Ну те, например, кто каждый год в квартире ремонт делают. Или кто две недели отпуска проводит где-нибудь в дремучей тайге, среди комаров и гнусов.
Вот таковые люди и оказались в определенный момент у руля в Церкви, и свои простительные заскоки объявили общеобязательными.
Я вот в этом ВП вообще не стал Великий канон читать, ибо не про меня он))) А кто-то читал его по уставу, с тремя метаниями на каждый тропарь. И мы оба счастливы

Хорошо тому, кто-то получает удовольствие от стояния на камнях. Ему и карты в руки стяжание - смысл.

Статья и впрямь дурацкая. Нет, оно конечно, можно и подвиг запланировать, не только счастливое состояние вне зависимости от обстоятельств, но жить ради этого - верх безумия.
А страдания... Увы, чаще бывают вынужденными, их нужно стараться достойно переносить. Вы правы, универсальных рецептов не существует, кто-то выходит победителем, кто-то ломается. А вот погоня за удовольствиями - штука очень коварная, меру дозволенного (кем?) чувствуют единицы. Достаточно вспомнить довольно известный эксперимент с крысами.

Edited at 2016-08-03 08:27 am (UTC)

Любая погоня может быть лишь кратковременной. Делать её смыслом, центром и опорой - признак нездоровья.

Эх, не хватает Вас в ЖЖ, а людям нужны камертоны.

Кстати, я тут процитировал Вас

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1999544.html#comments

Людям нужны удовольствия, а для этого я вряд ли гожусь.
Что касается цитаты, то мне казалось, что это достаточно расхожая мысль, так что на её авторство я ни в коем случае не претендую. )

"Мы многое из книжек узнаём, а истины передают изустно"

Если верить моему пеподу по философии, у Эпикура была иерархия наслаждений. Предпочтение он отдавал интеллектуальным наслаждениям (философия как наслаждение). Затем шли эстетически наслаждения (искусство). А заканчивалась иерархия наслаждениями телесными.

Ну это, пожалуй, как со страхом божьим: различают несколько степеней (страх раба, наемника, сына), но лучше иметь самую примитивную из них, чем не иметь никакой.

Лично мне в посте увиделась аллюзия скорее не на Эпикура, а на Канта. Там где он говорит, что действие в соответствии с нравственным законом приносит наслаждение.

Если цель - спасение души, то цель оправдывает средства -
Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов

вот как-то так)

На самом деле о цели и средствах ещё Вергилий говорил. У меня был развернутый пост на эту тему, но сейчас его хрен найдешь, пожалуй.

Вы имеете в виду Овидия?
http://anchoret.livejournal.com/146792.html

"site:anchoret.livejournal.com цель средства"

– Теперь, когда дело сделано, поясните мне (так, ради любопытства), зачем вы просили об оскоплении?
– Доктор, я женюсь на еврейке, а у них такой обычай.
– А, да, это называется обрезание.
– Доктор, а я как сказал?

Ой, как я давно у Вас не был...
А статья замечательная! Прочитал до конца. Как минимум треть абзацев можно без купюр перенести в инструкцию по маструбации для воспитанников закрытых учебных заведений и клиентов учреждений пенитенциарной системы.

Edited at 2017-03-06 08:00 pm (UTC)

Я и сам здесь давно не был. )

  • 1