Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о столпничестве
freethinker
anchoret
Основателем столпничества - особого рода монашеской аскезы, когда подвижник забирается на некое возвышение, где проводит долгое время, порой годы и, согласно преданиям, даже десятилетия - считается преподобный Симеон Столпник. Это был сирийский монах, которому было скучно спасаться якоже прочии человецы, и который по этому поводу всё время искал себе приключений, то нося власяницу, от которой начинал заживо гнить, то сидя в сухом колодце, то предпринимая голодовки. Современная медицина поставила бы ему неутешительный диагноз, но тогда психиатров не было и подвижник благочестия оказался полностью предоставлен самому себе. В конце концов он залез на каменный столп, чем произвёл на восприимчивых современников большое впечатление, где и продолжил заниматься членовредительством, общаться с потусторонним миром, а позже и делиться с приходящими открывшимся ему знанием. Так зародилось целое оригинальное направление, помогавшее реализовать себя другим заскучавшим подвижникам благочестия. Последователи прп.Симеона в меру своей фантазии забирались на высокие камни, залезали в дупла деревьев и даже селились в каких-то скворечниках на курьих ножках, но именование получали по своему духовному образцу - столпники, хотя что это был за столп такой, на который некогда влез св.Симеон, толком уже никто не знал.
А между тем, довольно интересно, что сирийский основоположник христианской аскетической традиции, по всей видимости, лишь продолжил ещё языческий обычай (хотя и довёл его до экстремальной крайности), практиковавшийся в сирийском Иераполисе (ныне Манбидже, временно оккупированном бородатыми шайтанами с чёрными флагами). В этом древнем городе существовал культ некоей богини Атаргатис, изображавшейся в виде русалки, хорошо известном нам благодаря Старбаксу Андерсену и Диснею. (Генеалогически она была родственна Астарте, но в этом теокрасисе ногу сломишь - она же Кибела, она же немножко Афродита и Урания, она же Элла Кацнельбоген и т.д.). И этой богине был посвящен большой храм, очень известный тогда своим священным зоопарком, кастрированными жрецами, ансамблем флейтистов и выводком кликуш, куда по весне со всей Сирии собирались боголюбцы для отправления естественных религиозных надобностей и посильного участия в вакхических оргиях. А в храме том пред величественной колоннадой с высокими пропилеями стояли два огромных каменных столба, натурально изображавшие собою фаллосы. И каждую весну в разгар празднества на какой-то из этих фаллосов на целую неделю забирался человек, усердно молившийся всё это время за резвящийся вокруг народ. К подножию фаллоса благочестивые жертвователи складывали скромное материальное вспомоществование, предназначавшееся молитвенному верхолазу.
Понятно, что христианство сплошь заимствовало и преображало под себя более древние обычаи и традиции, никто из этого секрета не делает. Но взирая на священное изображение подвижника, умерщвлявшего свою плоть стоя на возвышенном подобии крайней плоти, которая символизировала новую жизнь, трудно удержаться от того, чтобы мысленно не отметить, где ты его видал.

  • 1
Спасибо, познавательно :)

Всегда задавался вопросом, когда слышал о Серафимовом молении на камне 1000дней и ночей, а зачам он собственно это делал?

http://youtu.be/SfbRVVvHcqk

Если серьёзно, то вроде бы как он себе такую епитимью за что-то определил, но понятно, что это всё равно был молитвенный подвиг в подражание столпникам. Интересно, что камень тот пару-тройку раз растаскивали по кусочкам ещё до канонизации Серафима, так что периодически приходилось приволакивать новый на радость паломникам.

Нет, не получается. Да, более всего напоминает столпничество упоминаемый у Лукиана Самосатского сирийский культ ("О сирийской богине"). Я читала некое ученое сочинение, посвященное этому сочинению Лукиана, с целью узнать, есть ли связи, влияние, признаки влияния. Увы, не прочертить связей.
Хотя столпничество, как я понимаю, примерно к той же фаллической мысли и восходит, но преображенной через ветхозаветные жертвоприношения (от Авраама, когда он обрезался, и далее ко всем, вплоть до нормальных алтарей).

Некий харизмат решает дать новое смысловое наполнение традиции, существовавшей в том же географическом и культурном регионе. Нужно очень сильно нафантазировать, чтобы исключить самую очевидную связь.

Воображать можно что угодно, проблема только в доказуемости. И в объяснении хода мысли сего харизмата, преодоление им расстояний, в объяснении, почему, в той же традиции, быстро распространились его изображения аж до Рима, и проч..

Во-от. А доказать здесь что бы то ни было невозможно, и мы вынужденно возвращаемся к степени обоснованности тех или иных фантазий. )

А если пофантазировать еще, то почему бы не допустить мысли о том, что люди просто уединялись для молитвы.
Как, например Господь, который нередко поднимался для молитвы на гору.
Тогда можно было бы и без фаллосов обойтись.

Да, точно. Самое лучшее для уединения место – влезть на столб, откуда не только ты никого не видишь, но и где тебя никто не видит. Такую богатую фантазию себе позволить могут не только лишь все, но мало кто может это сделать. Чёта ржу, извините неровный почерк.

Через десять дней из Владикавказа прибыла пожарная команда с надлежащим обозом и принадлежностями и сняла отца Федора.

Edited at 2015-12-07 07:27 pm (UTC)

И как это Ильфопетров не присвоил пожарной команде имя Симеона Столпника?:)

Потому что они были реалистами. Это только недалёкие люди видят в них смешных сочинителей.

А-а-а... Время было такое, да... сейчас все по-другому совсем

Можно объявить конкурс: "Фантазии на тему Симеона Столпника"

Не, лучше так: "Эротические фантазии на тему..."

Самое смешное, что согласен человек с тем, что было сказано выше, или нет, он теперь всё равно, глядя на икону с Симеоном на столбе, будет думать о самизнаетеочём.

Вот, блин, у нас через слово в лексиконе сплошная эротическая символика, а мысли все больше о политике да где бы выпить. Парадокс!

Просто корень зла – политика. Здесь без эротического лексикона с последующим забытьи в алкоголе никак, поэтому думать должно не о политике, а о святых в Господе нашем Иисусе Христе с Пречистою Владычицею нашею Богородицею и т.п. Аминь, Анафема, Маранафа!

Как-то в Италии

меня поразила кафедра в соборе, стилизированая под гнездо на гигантском дереве, опутанном лианами. А напротив поясняющая картина маслом, де, какой уж не помню, святой отшельник (чтобы не сказать анхорет) проповедует из дощатой хижины (или, скорее гнезда), расположенной на помоста на дереве в джунглях. Т. е. и живет там же, чтоб тигр не съел, и с паствой общается. Понятно, в пустынях деревьев нет, но может столпники просто продолжали такую традицию жизни на деревьях?

Подходит под описание вышеупомянутого скворечника тащемта.
Не зная биографических подробностей, нельзя точно сказать, что он там делал. Если жил, не слезая (получал еду наверх службой доставки и гадил оттуда же вниз), то да, продолжал традицию.

PS Не сразу сообразил: вы хотите сказать, что не житель скворечника продолжал традицию, а столпники, начиная с Симеона, подражали ему?? Ну и как это возможно хотя бы чисто хронологически, мне интересно?

Edited at 2015-12-08 04:21 pm (UTC)

С хронологией Вы правы, это святой Антоний


У Антония Великого были другие демоны, акрофилией он не страдал. Видимо, какое-то местное более позднее предание, не знаю.

Антоний Падуанский

Названный падуанским за то, что в религиозном экстазе периодически падал с веток облюбованного им дерева.

хочется сказать что-то на тему неразделенности идей возвышенного служения Господу и поклонения фаллосу

В конце концов речь в обоих случаях идет о восхищении чудом творения )))

Отличная тема для проповеди мы щетаем!

эт запросто )))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account