Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Categories:

Кое-что о столпничестве

Основателем столпничества - особого рода монашеской аскезы, когда подвижник забирается на некое возвышение, где проводит долгое время, порой годы и, согласно преданиям, даже десятилетия - считается преподобный Симеон Столпник. Это был сирийский монах, которому было скучно спасаться якоже прочии человецы, и который по этому поводу всё время искал себе приключений, то нося власяницу, от которой начинал заживо гнить, то сидя в сухом колодце, то предпринимая голодовки.

Современная медицина поставила бы ему неутешительный диагноз, но тогда психиатров не было и подвижник благочестия оказался полностью предоставлен самому себе. В конце концов он залез на каменный столп, чем произвёл на восприимчивых современников большое впечатление, где и продолжил заниматься членовредительством, общаться с потусторонним миром, а позже и делиться с приходящими открывшимся ему знанием. Так зародилось целое оригинальное направление, помогавшее реализовать себя другим заскучавшим подвижникам благочестия.



Последователи прп.Симеона в меру своей фантазии забирались на высокие камни, залезали в дупла деревьев и даже селились в каких-то скворечниках на курьих ножках, но именование получали по своему духовному образцу - столпники, хотя что это был за столп такой, на который некогда влез св.Симеон, толком уже никто не знал.

А между тем, довольно интересно, что сирийский основоположник христианской аскетической традиции, по всей видимости, лишь продолжил ещё языческий обычай (хотя и довёл его до экстремальной крайности), практиковавшийся в сирийском Иераполисе (ныне Манбидже, временно оккупированном бородатыми шайтанами с чёрными флагами). В этом древнем городе существовал культ некоей богини Атаргатис, изображавшейся в виде русалки, хорошо известном нам благодаря Старбаксу Андерсену и Диснею. (Генеалогически она была родственна Астарте, но в этом теокрасисе ногу сломишь - она же Кибела, она же немножко Афродита и Урания, она же Элла Кацнельбоген и т.д.). И этой богине был посвящен большой храм, очень известный тогда своим священным зоопарком, кастрированными жрецами, ансамблем флейтистов и выводком кликуш, куда по весне со всей Сирии собирались боголюбцы для отправления естественных религиозных надобностей и посильного участия в вакхических оргиях. А в храме том пред величественной колоннадой с высокими пропилеями стояли два огромных каменных столба, натурально изображавшие собою фаллосы. И каждую весну в разгар празднества на какой-то из этих фаллосов на целую неделю забирался человек, усердно молившийся всё это время за резвящийся вокруг народ. К подножию фаллоса благочестивые жертвователи складывали скромное материальное вспомоществование, предназначавшееся молитвенному верхолазу.

Понятно, что христианство сплошь заимствовало и преображало под себя более древние обычаи и традиции, никто из этого секрета не делает. Но взирая на священное изображение подвижника, умерщвлявшего свою плоть стоя на возвышенном подобии крайней плоти, которая символизировала новую жизнь, трудно удержаться от того, чтобы мысленно не отметить, где ты его видал.
Tags: бывают странные сближенья, интересно же, святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кое-что об утешении

    В продолжение темы, начатой полтора десятка лет назад. Объясняя надписания на древнехристианских сосудах, Уваров в своей "Христианской символике"…

  • Кое-что об эксомиде

    Эксомида (греч. ἐξωμίς) - это такой античный хитон с бретелькой на одном плече. Я никогда не задумывался, почему только на одном и на каком именно.…

  • Кое-что о синем пламени

    Ну, или голубом, один хрен. Откуда у меня в голове установка, что в присутствии нечистой силы пламя меняет свой обычный цвет на синий? Я не помню,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments