?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о сергианстве
anchoret
anchoret
Мне казалось, что тема уже изжила себя, но "ещё беснуется Иродиада"...
Я с большим почтением (скорее, почитанием) отношусь к памяти митрополита Антония (Храповицкого), и мне было вдвойне обидно читать в воспоминаниях (декабрь 1918) протоиерея И.Богдановича о нем такое:
"Мы, члены Собора, собрались в Лавре, а митрополит Антоний находился в своих покоях. Все знали, что его должны вот-вот арестовать. Подошли военные - человек пять. Они вошли в покои и предложили ему следовать за ними. Никакого обвинения пока не предъявили. Мы тоже все вышли. И тут получилась несколько некрасивая картина. Желая как-то задобрить тех, кто его арестовал, или вообще избежать ареста, митрополит стал заговаривать с военными, утверждая, что он сам украинец и все его предки тоже украинцы. Это произвело довольно неприятное впечатление на присутствующих, так как звучало явно неискренне, да и к тому же было бесполезно. К чему было ему заискивать перед петлюровцами?"
Да, это были петлюровцы, которые арестовали м. Антония за его поддержку в лучших "сергианских" традициях гетмана Скоропадского, которого Петлюра сменил у кормила власти на Украине. Результатом ареста явилась ссылка владыки митрополита в униатский монастырь. Можно легко представить, как вёл бы себя Блаженнейший, приди за ним чекисты, какие бы декларации он с готовностью подписывал...
Стыдно, господа, ох как стыдно...

  • 1
В документах "новейшей истории" РПЦ промелькнуло чье-то частное, хотя и авторитетное суждение, которое я и пересказываю как таковое, а не как объективный факт. Мол, промысел Божий на то, чтобы Патриаршество "выиграл" патр. Тихон, заключался в т.ч. и в том, что у свт. Тихона уже был опыт служения в условиях "свободы совести", в Америке. В то время как для митр. Антония функционирование Церкви было немыслимо вне теснейшей симфонии с властью. Отсюда делался вывод, в духе "страшно и подумать", т.е. достаточно беспочвенный, что митр. Антоний, будучи Патриархом, пошел бы на бОльшие компромиссы, чем патр. Тихон. Приведенный вами случай дает как бы балл в пользу этого суждения, хотя понятно, что история сослагательного наклонения не имеет. Между прочим, патр. Сергий тоже имел опыт служения в условиях, когда власть относилась к православию в лучшем случае нейтрально. Это в Японии.

Поездка арх.Сергия по Японии вряд ли может быть отнесена к такому опыту. Ему не приходилось там заниматься управлением и администрированием, строить отношения с властями и т.п.
А точка зрения на поведение м.Антония в случае его избрания в патриархи и мне кажется не лишенной оснований. Не значит ли это, что по другому, чем стало, и быть не могло?

Конечно, могло, но слава Богу, что не стало :-).

Вдогонку еще подумалось, что само понятие "сергианства" могло возникнуть только в сознании, пропитанном идеей симфонии. Т.е. с точки зрения носителя такого сознания, взаимоотношение Церкви с властью может быть либо хорошей, благодатной симфонией, либо сатанинской, безблагодатной анти-симфонией. Третьего не дано. Ну как если бы некто утверждал, что если человек неженат, то он обречен на блуд, и любое приветливое слово такого человека в адрес противоположного пола считал бы актом блуда.

и про их разделение с митр.Евлогием мтир.Антоний вроде бы высказывался как "поссорились два старика" когда его спросили о действительности таинств

Ну и правильно высказывался.

Благословите, отче!
(К сожалению, не знаю вас по имени.)
Спасибо за интересную информацию.
А что означает буква "Л" в сокращении "РПЦЗ (Л)"?

РПЦЗ разделилась на 2 группы

именуемым по лидерам:
Виталию (В) и Лавру (Л)

Re: РПЦЗ разделилась на 2 группы

Спасибо.

Если интересной Вы считаете информацию на Портале, на которую я дал ссылку, то позволю себе не согласиться. Заметьте, там нет ни одного имени создателей и участников новой организации.
Грубо говоря, посидев в теплой компании со своим приятелем, я могу по результатам посиделок поведать миру через своих знакомых, имеющих какой-никакой информационный ресурс в сети, об учреждении братства во имя Всемилостивейшего Гришки Отрепьева, или что там ещё, с далеко идущими намерениями. Сейчас это весьма и весьма практикуется.

Я личнопротивник "сергиансттва" и думаю, что тема себя не изжила.
Но пр чем Церковь к мовзолею и красным звездам в армии? Вот это мне непонятно:)

Но пр чем Церковь к мовзолею и красным звездам в армии?

Не понял, простите. Какой мавзолей?

В этой же статье на портале:

Другими препятствиями на пути к объединению РПЦ МП и РПЦЗ (Л) Общество памяти митрополита Антония (Храповицкого) считает... "продолжающееся присутствие тела Ленина в его "мавзолее" на Красной площади и оставление всяких советских памятников и наименований (как, напр., Кировской, Ленинградской и Свердловской областей). Кроме того, армии России возвращаются красные звёзды и красные знамёна, а мелодия советского гимна – государственному гимну РФ".

возможно это напротив приметы экуменизма? :)

Ах, вот оно что :) Ну, я ж говорю - посидели ребятки, немного, может, даже выпили, ну и создали "общество". И всё, что пришло в голову, включили в пресловутый список далеко идущих намерений. Хорошо хоть, реставрацию монархии не поставили условием объединения...

Да нет, я про всё вместе. Есть над чем подумать. Хотя выводов лично я позволю себе не делать.

Не хочется никого осуждать, ни с какой стороны. Если, например, говорить о нашей с Вами Церкви, то лично я преклоняю колени и перед сопротивлением Священномученика Петра (Полянского), и перед борьбой за Церковь, как её понимал и вёл Святейший Патриарх Сергий.

И митр. Антония не мне ни осуждать, ни одобрять. Для меня рассказанное Вами - скорее пример того, какой вызов может быть брошен человеку и его вере, и повод задумываться, как я бы на этот вызов ответил.

Не хочется никого осуждать, ни с какой стороны.

+

Выискивание разных строчек в воспоминаниях разных людей, о которых (их делах и облике) мы сегдня не имеем понятия, для того чтобы хоть грязное пятнышко пролить на ризы православных епископов, исповедников и новомучеников, это особая сергианская мудрость. Ладно, что на епископах-основателях МП печати негде ставить, все вываляны в сервиллизме и предательстве, ан нет - глядите: а у этих то, тоже грешки можно пальчиком нацарапать. Простите, но это грустно.
Минутная слабость православного не делает ризы сергиан белее, там одни кляксы...

Кажется, начинается сказочка про белого бычка...

Ваши слова не вредят памяти ни тех, ни других, но обнажают только Ваши немощи.

Re: Кажется, начинается сказочка про белого бычка...

Вы правы, я не из разряда любителей сказок про белого бычка. Продолжений не будtт. Это такая же реплика, как у Вас.

Re: Кажется, начинается сказочка про белого бычка...

Лаконично!
Мне бы так научиться по древу не растекаться.

Придет с практикой. Только толку-то от этого... Имеют уши, и не слышат.

"ещё беснуется Иродиада"...

И при чем тут "Сергианство"?
Какая связь между поминанием национальности предков митр. Антонием и публичным отказом митр. Сергия от Новомучеников?
Интересно, что еще может "легко представить" ваша фантазия?
Что вообще позорного в приведенных вами словах митр. Антония?
Стыдно, господа, ох как стыдно...

1. Сергианство - по сути синоним сервилизма, коим м. Антоний в очередной раз ославился в период правления гетмана Скоропадского.
2. Связи между родом Храповицких и Вашими фантазиями, инкриминирующими м.Сергию "отказ от новомучеников" никакой нет - это тоже Ваши фантазии.
3. Что ещё легко может себе представить моя фантазия - предоставляю судить Вашей фантазии.
4. Если Вы не увидели ничего постыдного в словах м. Антония (а Вы - единственный человек из пары-тройки сотен читателей этого ЖЖ, у которого возник подобный вопрос) - то, по всей видимости, в этом вопросе (и только в нем, ибо в остальном Вам до аввы, как до Луны) Вы недалеко ушли от м.Антония. Ну, у него-то была минутная слабость, а у Вас, видать, взвешенная позиция.
А всё это может означать только одно: shame on you...

Уважаемый Анахоретъ!
К сожалению, "Сергианство" - это не просто "синоним сервилизма".
"Отказ" митр. Сергия - это не моя фантазия, а его личные утверждения, например 15 февраля 1930 г.:
"Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. В силу декрета "Об отделении церкви от государства" исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется. Больше того, последнее постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях" от 8 апреля 1929 г. совершенно исключает даже малейшую видимость каких-либо гонений на религию",
"Вопрос. Соответствуют ли действительности сведения, помещенные в заграничной прессе, относительно жестокостей, чинимых агентами соввласти по отношению к отдельным священнослужителям?
Ответ. Ни в какой степени эти сведения не отвечают действительности. Все это - сплошной вымысел, клевета, совершенно недостойная серьезных людей..."
Но дело даже не в словах, а в действиях, например прещениях против прославленных ныне в МП Новомучеников и Исповедников.
Сравнивать минутную слабость человека с ПОДОБНОЙ многолетней церковной политикой, по моему, несправедливо.
Прошу простить меня за излишнюю резкость.
Помилуй нас Господи.

Уважаемый Николай!
Все декларации, интервью и заявления м. Сергия мне очень хорошо известны уже не первый десяток лет. Цена им - украинское происхождение м.Антония.
Когда-то, довольно давно, и я стоял на Вашей точке зрения. Мой отход от неё - результат долгого и всестороннего изучения вопроса, истории Церкви, личного опыта, церковной жизни, молитв.
Простите и Вы меня.

  • 1