Это, кажется, у ivanov_petrov'a обсуждалось не так давно, что есть темы для дискуссий, которые заставляют нас расти над собой, и наоборот. Типа, о влиянии Овидия на Пушкина говорить кошерно, тут сразу (или постепенно, по мере обсуждения) +100500 в карму, а о том, как Собчакча лается с Канделакой - фу и отстой ваще. И штудировать Моммзена - круто, а "Комсомольскую правду" - только прикрыв текст ладошкой, чтоб на засекли. "Альманах библиофила" - хорошо, Фейсбук, не к ночи будь помянут - плохо.
Понятно, что я утрирую, но должно быть понятно и то, что интерес к истории Древнего Рима, в общем-то, ничуть не выше интереса к собственной истории. Той, которая происходит здесь, сейчас, вокруг и с тобой. Начитавшись вдобавок к собственному опыту, скажем, Газеты.ру, наш современник через пару тысяч лет мог бы котироваться у потомков как крутейший специалист по истории текущего момента (даже при условии высокой сохранности материалов, не чета древне-римской: "ах, вы тоже читали, да? молодцы какие. а я тогда ЖИЛ!"). Я когда начал читать книгу о древне-египетском жречестве, то вдруг отчётливо осознал среди всех этих предположений и догадок, что о современном мне христианском "жречестве" мог бы рассказать больше, интереснее и на несколько порядков компетентнее. Просто таких рассказчиков, как я - тьма, и никому это сейчас не любопытно, потому как не оригинально и нет здесь никакой тайны, и поле для громких гипотез мало, как коврик для мыши у диванного аналитика из Кредо.ру.
А если ещё вспомнить, что человечество в целом никогда и ничего не извлекает из своей истории, с завидной регулярностью наступая на прежние грабли, то интерес к истории вообще способен исчезнуть. Какой в нём смысл, кроме удовлетворения любопытства и амбиций? Ну, узнал я доподлинно, проведя десятилетия на раскопках, в библиотеках и хранилищах, открыв новые артефакты, с помощью тщательного анализа, сопоставления забытых или ранее отсутствовавших в научном обороте фактов, что фараон Сменхкара и царица Нефертити - одно лицо, и что? Неопровержимо доказал и сделал себе имя. Что с того?? Да ничего.
А всё равно интересно.
- Кое-что об истории
но вопрос-то остаётся: что с того?
На самом деле, это не вполне верно, хотя бы для некоторых случаев.
Ну, например, если говорить о юриспруденции. Скажем, континентальная система права во многом основывается на Римском праве, + учитывает опыт последующей истории права, в т.ч. зарубежного права, опыт современного права. Если говорить об англо-саксонской системе права, то и там в значительной степени постоянно учитывают опыт истории, применяя судебные прецеденты, в т.ч. многовековой давности, да и законодательные акты применяются тоже, порой, не первой свежести.
Также исторический опыт так или иначе учитывается в литературе, архитектуре и иных искусствах, в т.ч. в военном деле, т.е. он не только изучается в соответствующих учебных заведениях, но и, как правило, применяется/учитывается на практике.
В области исторической литургики тоже можно говорить о том, что те или иные правила возникают в т.ч. в связи с теми или иными событиями в прошлом.
Хотя в целом, конечно, предостаточно примеров, когда уроки истории или просто те или иные примечательные события, факты, артефакты не учитываются и не приносят пользы.
про историческую литургику вообще не смешно. если вы имели в виду что-то вроде обязанностей часового, которые буквально написаны кровью и учли весь прежний опыт, когда кто-то на посту курил, разговаривал, сидел и т.д., то часовые по-прежнему регулярно гибнут, потому что регулярно курят, разговаривают (уже по мобильнику), сидя засыпают и досылают со скуки патрон в патронник.
возможно, я погрешил с формулировкой, говоря о человечестве в целом. человечество действительно что-то там копит и копит. но составляющие его отдельные человеки поголовно живут так, словно и нет этого опыта
~ значение имеет только то, что интересно.
и типа вообще решает - интерес.
и личное отношение. 0_о
Хотя, справедливости ради, упоминался и такой момент, что женщины посрамили математику, поскольку их поступки не укладывались в математически просчитанные алгоритмы. Так что спасай науку, на тебя вся надежда.