Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о патриотизме
freethinker
anchoret
"Истинный христианин должен быть истинным патриотом". Конкретная цитата вроде бы принадлежит св. Николаю Японскому (Касаткину), но вообще подобная мысль является довольно привычной как для пользующихся авторитетом святых, так и для православных (священнослужителей) вообще. (Да, это к моей дежурной дефиниции "православный, но не христианин"). На самом же деле для истинного христианина нет более чуждой мысли, чем мысль о патриотизме (а если и есть, то таких мыслей немного).
Да и это ладно, фиг бы с ним, поскольку банально и лежит на поверхности. Просто мне показалось смешным, что такой далёкий от христианства человек, как Талейран, мыслит во вполне традиционной аскетической традиции (а уж от аскетизма он был ещё дальше) выводя подлинную генеалогию патриотизма от тщеславия :
...происходившее тогда во Франции движение вызвано той страстью, или, скорее, заблуждениями той страсти, которая свойственна всем людям, именно тщеславием. Почти у всех народов она находится в подчиненном состоянии и составляет лишь оттенок в национальном характере, постоянно обращаясь лишь на какой-нибудь один предмет, но у французов, подобно тому как прежде у галлов, их предков, она примешивается ко всему и господствует повсюду, упорно проявляясь в действиях отдельных лиц и групп, благодаря чему она может доходить до самых крайних чрезмерностей.
Во французской революции эта страсть действовала не в одиночестве; она разбудила и призвала к себе на помощь другие, но они остались у нее в подчинении, приняли ее окраску и характер, действовали в ее духе и в ее целях. Так как она создала множество импульсов и направляла все движение, то можно сказать, что французская революция родилась из тщеславия.
Если страсть, о которой я говорю, направлена к определенной цели и остается в известных пределах, то она привязывает подданных к государству, одушевляет его и оживотворяет. В этом случае она получает и заслуживает название патриотизма, соревнования и любви к славе.

Речь, конечно, не о том, что плохо быть патриотом, нет. (Плохо быть мудаком на трибуне с разрисованной в национальный флаг мордой, но и не об этом речь тоже). А о том идёт речь, что большинство людей, считающих себя христианами, довольно плохо понимают, что такое христианство. Да, и это тоже банальная, лежащая на поверхности мысль. Спокойной ночи.

  • 1
***большинство людей, считающих себя христианами, довольно плохо понимают, что такое христианство.***
и каждый прочитавший подумал своё, хехе.

(тихо мурлычет): "православия благоухание..."

Людям нужна религия. Из христианства тоже умудрились ее сделать. (Подхватывает): "Не нужна нам другая религия, кроме истиной веры отцов!"

Я смотрю, песня сия становится хитом сезона.

Ну разве что позапрошлого :)

(Deleted comment)
"Истинный христианин должен ...", "На самом же деле для истинного христианина нет более чуждой мысли..." Осталось ответить на простой вопрос: "Что есть истина?"
Про тщеславие - очень здорово. Я много раз пытался разобраться в себе: с какой стати я патриот, но как-то ничего умного в голову не приходило. Все больше какие-то фанфары. Правда вывод - я патриот потому, что не истинный (вообще не) христианин - напрашивающийся из упомянутого выше Вашего тезиса меня не удовлетворил. А вот тщеславие - да. Действительно, многое (если быть честным с самим собою) объясняет.

"Христианство - и".

Спасибо! Еще на гордыню патриотизм похож - только если эго разрастается до масштабов страны)) Это если под патриотизмом понимать то, что под ним обычно понимается. А если просто любовь к земле, на которой родился, и любовь к людям, которые на ней живут, - то пусть будет :)

Вспомнилось еще высказывание, услышанное в Оптиной Пустыни (правда, не от священнослужителя, а от экскурсовода): "Истинный христианин не может уклоняться от армии" :) Тоже как-то сомнительно)

Я здесь как-то писал очень давно (долго искать, а тэга, кажется, не поставил), об античном мученике, который отказался от службы в армии, за что и был казнён. Не подействовали и аргументы, что "другие христиане служат - и ничё". Т.е. в Древней церкви уживались два противоположных подхода, но патриотичным со временем полностью вытеснил аполитичный подход.

Википедия подсказывает, что это, возможно, Максимилиан. И еще говорится, что он почитается в православной и католической церквях :)

Да, нашел.
Только брешет википедия, нет его почитания в православной церкви. Во всяком случае, в русской.

Никак не могу успокоиться :)
Это из "Христианство и патриотизм" Л.Н. Толстого, пусть и ни разу не уважаемого в православном мире :)
"Чувство это есть, в самом точном определении своем, не что иное, как предпочтение своего государства или народа всякому другому государству и народу, чувство, вполне выражаемое немецкой патриотической песней: "Deutchland, Deutchland uber alles" ( Германия, Германия выше всех".), в которую стоит только вместо Deutchland вставить Russland, Frankreich, Italien или N.N., т.е. какое-либо другое государство, и будет самая ясная формула высокого чувства патриотизма. Очень может быть, что чувство это очень желательно и полезно для правительств и для цельности государства, но нельзя не видеть, что чувство это вовсе не высокое, а, напротив, очень глупое и очень безнравственное; глупое потому, что если каждое государство будет считать себя лучше всех других, то очевидно, что все они будут не правы, и безнравственно потому, что оно неизбежно влечет всякого человека, испытывающего его, к тому, чтобы приобрести выгоды для своего государства и народа в ущерб другим государствам и народам, — влечение прямо противоположное основному, признаваемому всеми нравственному закону: не делать другому и другим, чего бы мы не хотели, чтоб нам делали".

Надо успокоиться:-) Можно согласиться с ЛНТ, что чувство патриотизма не слишком высокое, но возразить "зеркалу русской революции", что и не настолько уж глупое. Следует поискать его корни в этологии. Стайные животные имеют дополнительные преимущества для добычи себе пропитания и защиты собственного ареала от покушений иных страждущих. Человек - животное в высшей степени стайное и, потому, в той же степени успешное. Есть достаточно выработанных эволюцией способов поддержания единства стаи в животном мире. Для человека одним из таких био-социальных механизмов является патриотизм. Когда одна человеческая стая борется за ресурсы с другой человеческой стаей, в числе мотиваций на одно из первых мест выдвигается патриотизм. Его всячески пестуют и раздувают у себя, одновременно пытаясь всячески подорвать у противника. Достаточно вспомнить опыт любой войны. Да и сейчас одна из самых эффективных на планете стай (в смысле добывания ресурсов)- американская. Она же одна из самых патриотических.

Edited at 2014-01-11 03:29 pm (UTC)

Готова поверить, что корни патриотизма именно оттуда и тянутся. Спасибо за интересный и неожиданный ракурс :) С точки зрения выживания стаи патриотизм весьма полезен, но с точки зрения выживания всего человечества, с точки зрения разумности, христианства, призывающего возлюбить врагов и отдать последнюю рубаху, это чувство уже кажется неестественным, внушенным.

По некоторым причинам я не могу смотреть на проблему с точки зрения христианства. Мне ближе идеи био-социальной эволюции. Путь разрешения кризиса лежит в методе "укрупнения стай". В перспективе человечество (ежели не хочет помереть) должно слиться в одну такую б-о-ольшую... В прошлом это пытались инстинктивно сделать за счет создания силовыми методами мировых империй. Теперь же в ходу глобальная экономика. Стаи снова разрастаются. Достаточно посмотреть на Евросоюз.

Ну, в общем-то, да - защитная функция организма. )))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account