Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о неполиткорректности
anchoret
anchoret
Ну, в общем, все знают, что обычно послания на Рождество и Пасху - это такое церковное УГ. Обычно архиереи тяготятся их написанием и поручают его секретарям и прочим доверенным спичрайтерам, и те, стиснув зубы, отрабатывают карму в стиле "взвейтесь да развейтесь" (за исключением случаев, когда в окружении архиерея совсем плохо со златоустами, или когда тому кажется, что ему самому есть, что сказать: последний случай легко узнаваем - обычно такие послания состоят из трёх-четырёх абзацев и за это чрезвычайно ценятся почитателями преосвященств). Зачитывание посланий за богослужением обязательно, но есть священники, которые этим справедливо пренебрегают, "дабы не нарушать атмосферу праздника", как сказал один из них.
Ну и вот. А Рождественские послания, например, Вселенского патриарха, это ни что иное, как его проповеди в Навечерие Рождества.
Кому интересно, под катом можно ознакомиться. Перевод там, правда, не то, чтоб очень и, к тому же, видимо, двойной (греко->англо->русский), но я бы и сам затруднился с приданием церковной благозвучности словам вроде "эмбриона".
Первые абзацы, следуя традиции - объяснение сути праздника и выделение акцентов, на которых потом строится обращение. Довольно неполиткорректное.

+ В А Р Ф О Л О М Е Й
МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ, НОВОГО РИМА
И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ
ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЦЕРКВИ
БЛАГОДАТЬ, МИЛОСТЬ И МИР
ОТ СПАСИТЕЛЯ ХРИСТА, РОДИВШЕГОСЯ В ВИФЛЕЕМЕ


«Ибо младенец родился нам – сын дан нам…» (Ис. 9, 6)

Множество веков назад Пророк предувидел и с восторгом и радостью возвестил о рождении младенца Иисуса от Приснодевы Марии. Конечно же, тогда, во время переписи населения при Цезаре Августе не нашлось места для безопасного отдыха Пресвятой Богородицы, носящей в себе Дитя от Святого Духа, так что ее обручник и защитник святой Иосиф вынужден был отвести ее в пещеру, к яслям животных, «чтобы родить Отроча».
Небеса и земля приняли их, принося благодарение своему Творцу: «Ангелы пение, небо звезду, мудрецы дары, пастыри чудо, земля пещеру, пустыня ясли, мы же Матерь Деву». Пастухи несли стражу у своего стада, защищая их в течение всей ночи, в то время как изумленные Ангелы, созерцая Таинство, воспевали песнь Богу (Вечерня Рождества Христова).
Сладость Святой Рождественской Ночи вновь обнимает весь мир и в самый разгар человеческих испытаний и боли, бесконечных кризисов, страстей и вражды, беспокойства и отчаяния, она дарит тайну Воплощения Слова Божия, как подлинное и своевременное лекарство. Ибо Он сошел как роса на руно во чрево Приснодевы Марии, чтобы возсияла правда и обилие мира. (См. Пс. 71, 7)
В тишине и покое этой священной Рождественской ночи Иисус Христос — безначальный, невидимый, непостижимый, невещественный, всегда и прежде всех сущий, входит в драму человеческой истории носящим плоть, незаметно, просто, будучи бедным, неизвестным. В тоже время, он приходит как «чудный, советник, Бог крепок, начальник мира, отец вечности» (Ис. 9, 6). Он приходит как человек, родившийся от Девы Матери, чтобы распутать всю сложность греха и даровать Своей благодатью и милостью выход из всех житейских недоумений, определяя предназначение, смысл, суть, а также нравственный идеал и эталон для человека в его жизненных обстоятельствах.
Господь воспринял и освятил всю человеческую природу, Предвечный Бог снизошел, чтобы стать нас ради начатком (эмбрионом) и обитать во утробе Пресвятой Богородицы. Он почтил человеческую жизнь на самой ранней ее стадии и тем самым научил нас проявлять уважение к человеку с самого начала, с зачатия его в материнской утробе. Творец всего изволяет родиться как младенец и взращивается Девой, удостаивая чести как девство, так и материнство, духовное и природное. Поэтому поводу свт. Григорий Богослов призывает: «Жены чествуйте девство, дабы вам становиться матерями Христа». (Слово XXXVIII на Богоявление, PG36.313A)
В благословенной семье, Господь установил брак мужчины и женщины. Институт христианской семьи составляет ядро жизни, место благоприятное для духовного и физического здравия, а также для создания и развития детей. Таким образом, всесторонняя поддержка семьи составляет обязанность Церкви и ответственность руководства в каждой стране.
Для воспитания ребенка в здоровой и полноценной среде необходима семья, где мужчина и женщина живут в согласии, как одно тело, одна плоть и одна душа, повинуясь во всем друг другу.
Мы уверены, что как духоносные, бдительные, многоопытные церковные пастыри, так и лидеры нашего мира, знают и принимают ту божественную истину и реальность, которую мы в очередной раз возвещаем от имени Вселенского Патриархата в нынешнее Рождество. Мы должны поощрять создание и поддерживать полноценные традиционные семьи, которые только и могут растить духовно здравых и радостных граждан, исполненных ощущения надежности и безопасности, благодаря силе и защите отца, а также нежности и любви матери. Нам нужны семьи, где может обитать Бог. Мы убеждаем и просим всю полноту нашей святой Православной Церкви, дабы нам жить достойно нашему призванию и по возможности делать все, чтобы поддержать традиционный брак.
Братья и сестры, «ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13,12 ). Пастухи уже направляются к Вифлеему, чтобы возвестить о чуде. Они приглашают нас следовать за ними, как и другие «волсви звездочеты радости исполнишася» (стихира на Рождество 4-го гласа), «достойные дары» Ему приносят – «чистое злато яко Царю веков, ливан яко Богу, и яко тридневно умершему безсмертному – смирну» (Анатолиевы стихиры вечерни Рождества). Иными словами, дары любви и нашей веры, являющие нас как христиан, особенно Православных Христиан, в следовании нравственным устоям и традициям семьи, Святых Отцов и Церкви, сквозь века и по сей день, всегда присутствуют в Православии и скрепляют наше благословенное сообщество, ядром священной жизни и плодом которого является семья.
Возлюбленные братья и сестры, чада во Христе,
2013 лет прошло от Рождения Христа по плоти;
2013 лет прошло, но Христос, как и тогда продолжает преследоваться в лице слабых и немощных от Иродов во всевозможном их современном обличии;
2013 лет прошло, а Иисус преследуется в лице христиан в Сирии и в иных местах;
2013 лет прошло, но Христос еще спасается бегством не только в Египте, но и в Ли-ване, Европе, Америке и других странах, ища безопасности в небезопасном мир;
2013 лет прошло, а младенец Иисус остается в тюрьме с двумя иерархами в Сирии, Павлом (Язиги) и Иоанном (Ибрагимом), а также православными монахинями и многими другими известными и неизвестными христианами;
2013 лет прошло, а Христос распинается вместе с теми, кого убивают и мучают за то, что они не желают предавать свою веру в Него;
2013 лет прошло, а Иисус ежедневно предается смерти родителями, предотвращающими рождение тысяч зачатых детей (эмбрионов);
2013 лет прошло, а над Христом издеваются и высмеивают Его в лице несчастных детей, которые переживают кризис семьи, нищеты и бедности.
Именно к этой человеческой боли, печали и скорби пришел и приходит, чтобы все это взять на себя наш Господь, сказавший: «Как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 45). Именно ради них Он явился от Девы, ради них Он стал человеком, ради них Он пострадал, распялся и воскрес из мертвых. То есть: ради нас всех. Итак, пусть каждый из нас поднимет свой личный крест, чтобы обрести благодать и милость, когда мы ищем Его помощи. Тогда, будет «с нами Бог», родившийся Эммануил, наш Спаситель и Господь.
Аминь.

Фанар, Рождество 2013
+ Константинопольский Варфоломей,
пламенный к Богу молитвенник о всех вас.

?

Log in

No account? Create an account